Психологическая помощь обучающимся, испытывающим проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:29, реферат

Краткое описание

В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….... 2
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам………………… 3
1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6
Выводы по Главе 1……………………………………………………………14
Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов
школы…………………………………………………………………15
2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15
2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18
2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей
школе……………………………………………………………………….24
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Реферат Кузьмина.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

2.3 Особенности помощи психолога в средней и старшей школе.

          Консультирование подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви – до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий – до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4-5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.; Издательский центр «Академия», 2002).

      Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.

Особенностями психологического консультирования семьи  с подростками являются (Олифирович Н.И., 2006):

1. Нередкое отсутствие мотивации  у подростка, пришедшего на  консультацию с родителями, когда  он не знает, зачем его привели.

2. Чаще всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

     На  первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись  следующим образом (Олифирович Н.И., 2006):

     - в рамках семейного консультирования (при осознании родителями трудностей, связанных с взрослением ребенка);

     - отдельно с родителем и ребенком (при наличии у ребенка трудностей  вне семьи);

     - отдельно с родителем и ребенком  с переходом в их совместное  консультирование (в случае утраты  доверия между родителем и  ребенком);

     - с родителем (при выявлении у него самого психологических проблем)

     - с родителем (родителями) (при  полной потере доверия между  родителями и подростком, когда  ребенок не идет на консультацию).

     Важной  задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения (Олифирович Н.И., 2006).

     Отличительные особенности консультирования детей  подросткового возраста и их родителей (Бруменская Г.В., 2002):

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу  необходимо смотреть на ситуацию  глазами подростка.

3) При консультировании  диады родитель-подросток действуют  многие особенности, характерные  для консультирования супружеской  пары (такие как наглядность проблем  в паре, возможность использования  техник, связанных в совместной  деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа  случая через призму индивидуального  жизненного пути ребенка (учет  прошлого и будущего ребенка,  генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем - отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной. 
 
 
 
 

Выводы  по Главе 2

     В средней и старшей школе ребенок проходит новый этап взросления. К нему предъявляются новые требования, появляются новые обязанности. Отсюда и проблемы в учебе, общения со сверстниками, учителем.

     Психолог  должен учитывать возрастные особенности  подростков. Проблемы у учащихся становятся серъезнее (первая любовь, риск алкоголизма, наркомании, проявления дизморфоманий). Подросток требует к себе партнерского отношения, с ним нужно общаться на равных.

     Теперь  ребенок сам становится клиентом, сам может обратиться за помощью  к психологу. Консультации подростков и юношей могут проходить как совместно с родителями, так и без них.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Центральная роль в профилактике и коррекции  школьной дезадаптации в системе  образования отводится психологу. Однако практика убедительно показывает, что изолированная деятельность психолога в большинстве случае оказывается малоэффективной.

     Вследствие  невозможности определить главенствующий фактор в происхождении школьной дезадаптации не представляется возможным  выявление специалиста, всегда и во всем несущего ответственность за ее происхождение или устранение. Лишь равное распределение ролей и ответственности различных специалистов, с акцентированием ролей и ответственности конкретного специалиста в зависимости от конкретного случая школьной дезадаптации и этапа ее преодоления, будет способствовать профилактической и коррекционной работы.

     В этой связи чрезвычайно важную, но концептуально и практически  во многом не решенную задачу представляет проблема взаимопонимания и адекватной совместной деятельности администрации, педагогов, психологов, психиатров, дефектологов, социальных работников в процессе диагностической и коррекционной работы с дезадаптированными школьниками.

     До  настоящего времени не разработаны  и не апробированы обоснованные принципы структурного построения подобной межведомственной службы, методического руководства и профессионального контроля разнопрофильных специалистов, в связи с чем продуктивность их деятельности зависит практически полностью лишь от их профессиональных и личностных качеств. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации возможна лишь при кардинальном пересмотре всей системе защиты личности ребенка в школе. 

     Организация работы по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях  невозможна без высокой педагогической культуры коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки любого, самого сложного учащегося. Однако этому препятствует ряд проблем, среди которых можно выделить нехватку квалифицированных педагогических и психологических кадров, низкий уровень компетенции подавляющего большинства педагогических работников в области основ психологии и дефектологии, а также педагогической деонтологии.

     Недостаточно  четко разработаны и не унифицированы  критерии диагностики обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении. Серьезные нарекания вызывает процедура отбора детей в коррекционные классы, не определены субъекты, участвующие в этом процессе, их права, полномочия, ответственность. Недостаточно отработана дифференциация самих классов, работающих в направлении компенсирующего обучения.

     Не  определена процедура отслеживания положительной динамики развития учащегося  и своевременного его перевода в  общеобразовательный класс, что увеличивает опасность существования в школе своего рода «закрытых классов» для детей с проблемами. Недостаточно уделяется внимания детям, находящимся в пограничном состоянии.

     Введение  государственных стандартов образования  слабо соотносится с проблемами коррекционно-развивающего и компенсирующего  обучения. Существуют проблемы с итоговой аттестацией детей, которых не удалось вывести на госстандарт образования.

     К сожалению, несмотря на внесение соответствующих  изменений в Закон «Об образовании», до сих пор не изжита практика избавления от не способных к адаптации обучающихся.

     Не  вызывает сомнения острая необходимость  в организации системы реабилитации детей со школьной дезадаптацией  начинать профилактическую и коррекционную  работу с дошкольного возраста в  системе общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

2. Базарова, С.В. Условия эффективности деятельности практического психолога в младших классах общеобразовательной школы [Текст]  / С.В. Базарова // Вестник государственного университета управления. Социология и управление персоналом. 2007. – № 6 (32). – С. 29 – 31. (0,3 п.л.).

3. Бруменская Г.В., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002.

4. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.

5. http://rcio.pnzgu.ru

6. http://www.psihologu.info

7. http://psylist.net 
 

Информация о работе Психологическая помощь обучающимся, испытывающим проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия