Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:29, реферат
В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.
Введение……………………………………………………………………….... 2
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам………………… 3
1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6
Выводы по Главе 1……………………………………………………………14
Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов
школы…………………………………………………………………15
2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15
2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18
2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей
школе……………………………………………………………………….24
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31
2.3 Особенности помощи психолога в средней и старшей школе.
Консультирование подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви – до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий – до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4-5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.; Издательский центр «Академия», 2002).
Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.
Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И., 2006):
1.
Нередкое отсутствие мотивации
у подростка, пришедшего на
консультацию с родителями, когда
он не знает, зачем его
2. Чаще всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.
На первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим образом (Олифирович Н.И., 2006):
-
в рамках семейного
-
отдельно с родителем и
-
отдельно с родителем и
- с родителем (при выявлении у него самого психологических проблем)
-
с родителем (родителями) (при
полной потере доверия между
родителями и подростком, когда
ребенок не идет на
Важной
задачей на начальном этапе
Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей (Бруменская Г.В., 2002):
1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).
2) Психологу
необходимо смотреть на
3) При консультировании
диады родитель-подросток
4) Важность анализа
случая через призму
5) Психолог значительно
большее, чем в предыдущих возрастах, внимание
уделяет зарождающейся сексуальности
подростка. Психологу-консультанту впервые
приходится вести себя с подростком, как
с нарождающимся мужчиной или женщиной.
Выводы по Главе 2
В средней и старшей школе ребенок проходит новый этап взросления. К нему предъявляются новые требования, появляются новые обязанности. Отсюда и проблемы в учебе, общения со сверстниками, учителем.
Психолог должен учитывать возрастные особенности подростков. Проблемы у учащихся становятся серъезнее (первая любовь, риск алкоголизма, наркомании, проявления дизморфоманий). Подросток требует к себе партнерского отношения, с ним нужно общаться на равных.
Теперь
ребенок сам становится клиентом,
сам может обратиться за помощью
к психологу. Консультации подростков
и юношей могут проходить как совместно
с родителями, так и без них.
Заключение.
Центральная
роль в профилактике и коррекции
школьной дезадаптации в системе
образования отводится
Вследствие невозможности определить главенствующий фактор в происхождении школьной дезадаптации не представляется возможным выявление специалиста, всегда и во всем несущего ответственность за ее происхождение или устранение. Лишь равное распределение ролей и ответственности различных специалистов, с акцентированием ролей и ответственности конкретного специалиста в зависимости от конкретного случая школьной дезадаптации и этапа ее преодоления, будет способствовать профилактической и коррекционной работы.
В этой связи чрезвычайно важную, но концептуально и практически во многом не решенную задачу представляет проблема взаимопонимания и адекватной совместной деятельности администрации, педагогов, психологов, психиатров, дефектологов, социальных работников в процессе диагностической и коррекционной работы с дезадаптированными школьниками.
До
настоящего времени не разработаны
и не апробированы обоснованные принципы
структурного построения подобной межведомственной
службы, методического руководства и профессионального
контроля разнопрофильных специалистов,
в связи с чем продуктивность их деятельности
зависит практически полностью лишь от
их профессиональных и личностных качеств.
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации
возможна лишь при кардинальном пересмотре
всей системе защиты личности ребенка
в школе.
Организация работы по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях невозможна без высокой педагогической культуры коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки любого, самого сложного учащегося. Однако этому препятствует ряд проблем, среди которых можно выделить нехватку квалифицированных педагогических и психологических кадров, низкий уровень компетенции подавляющего большинства педагогических работников в области основ психологии и дефектологии, а также педагогической деонтологии.
Недостаточно четко разработаны и не унифицированы критерии диагностики обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении. Серьезные нарекания вызывает процедура отбора детей в коррекционные классы, не определены субъекты, участвующие в этом процессе, их права, полномочия, ответственность. Недостаточно отработана дифференциация самих классов, работающих в направлении компенсирующего обучения.
Не определена процедура отслеживания положительной динамики развития учащегося и своевременного его перевода в общеобразовательный класс, что увеличивает опасность существования в школе своего рода «закрытых классов» для детей с проблемами. Недостаточно уделяется внимания детям, находящимся в пограничном состоянии.
Введение государственных стандартов образования слабо соотносится с проблемами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Существуют проблемы с итоговой аттестацией детей, которых не удалось вывести на госстандарт образования.
К сожалению, несмотря на внесение соответствующих изменений в Закон «Об образовании», до сих пор не изжита практика избавления от не способных к адаптации обучающихся.
Не
вызывает сомнения острая необходимость
в организации системы
Список литературы.
2. Базарова, С.В. Условия эффективности деятельности практического психолога в младших классах общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Базарова // Вестник государственного университета управления. Социология и управление персоналом. – 2007. – № 6 (32). – С. 29 – 31. (0,3 п.л.).
3. Бруменская Г.В., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002.
4. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.
5. http://rcio.pnzgu.ru
6. http://www.psihologu.info
7. http://psylist.net