Психологическая помощь обучающимся, испытывающим проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:29, реферат

Краткое описание

В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….... 2
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам………………… 3
1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6
Выводы по Главе 1……………………………………………………………14
Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов
школы…………………………………………………………………15
2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15
2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18
2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей
школе……………………………………………………………………….24
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Реферат Кузьмина.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Арзамасский  государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» 

Кафедра общей педагогики и педагогики профессионального  образования 
 
 
 

Реферат

«Психологическая помощь обучающимся, испытывающим проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия» 
 
 

                                              Выполнил: студентка 1-го курса заочного            

                                                                  отделения психолого-педагогического

                                                                  факультета, магистерская программа:

                                                                  «Проектирование психологически   

                                                                  безопасной образовательной среды»

                                                                  Сапунова Ю.Н.

                                              Проверил: преподаватель Кузьмина М.Л. 
 
 
 

Арзамас 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 2

Глава 1. Психологическая помощь младшим  школьникам…………………  3

  1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3

  1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6

  Выводы по Главе 1……………………………………………………………14

Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов

               школы…………………………………………………………………15

  2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15

  2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18

  2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей

        школе……………………………………………………………………….24                                                                

  Выводы по  Главе 2………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……………………………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе  образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

     В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

     Вместе  с тем существующая система образования, условия, предлагаемые ребенку в  школе и семье, зачастую способствуют развитию дезадаптации у детей вследствие объективной невозможности, нежелания или неспособности учитывать конкретные особенности личности конкретного ребенка.

     Задача  педагога-психолога в школе –  своевременное выявление дезадаптированных  детей, работа с этими детьми, а  также повышение психологической компетентности педагогов начальной школы и оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в осуществлении пропедевтических мероприятий при возникновении затруднений в обучении и нарушениях поведения детей.  
 
 

    Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам.

    1.1 Проблемы младших школьников

    Современная общеобразовательная школа, являясь  главным социализирующим институтом общества, призвана решить проблему успешной адаптации школьников на различных  возрастных периодах. Однако уже в  начальной школе многие учащиеся испытывают трудности адаптации к усложняющимся требованиям, предъявляемыми образовательными учреждениями.

    По  оценкам исследователей, в зависимости  от типа образовательного учреждения, от 20 до 60% младших школьников имеют  серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения. Причины распространения дезадаптации детей младшего школьного возраста кроются в том, что в образовательном процессе слабо учитываются индивидуальные особенности, склонности и интересы ребенка, снижаются показатели психического и физического здоровья, эмоционального благополучия детей. Это приводит к тому, что все более востребованной становится квалифицированная психологическая помощь младшим школьникам.

   Для большей  части детей начало обучения в  школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

   Переход от условий воспитания в семье  и дошкольных учреждениях к качественно  иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

   Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так  называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.

   Школьная  дезадаптация - это социально-психологический  процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению  знаниями и умениями, навыками активного  общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

   В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические  и медицинские факторы.

   Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.

    Система психолого-педагогического сопровождения  адаптации младших школьников к  условиям образовательного учреждения включает комплекс мероприятий в  деятельности всех субъектов образовательного учреждения  по согласованию взаимодействия, направленного на  использование развивающей среды  образовательных учреждений, нейтрализацию ее неблагоприятных факторов; включение психологов в образовательную деятельность для оказания специализированной помощи и поддержки обучающимся, их родителям и педагогам.

    Этот комплекс включает диагностические, коррекционные, аналитические, консультативно-просветительские, профилактические  организационно-методические мероприятия, направленные на оказание помощи как младшим школьникам – в форме занятий и динамического наблюдения за ходом их развития, так и родителям, учителям, администрации школы – в форме рекомендаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы

     Работа  психолога в начальной школе  с детьми, испытывающими трудности  обучения, общения и психологического самочувствия, идет по следующим направлениям:

           1.Коррекционно-развивающая работа

     Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

     Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

     Цели  коррекционно-развивающей работы с  детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

     1. Оптимизация социальной ситуации  развития.

     2. Развитие видов деятельности  ребенка.

     3. Формирование возрастно-психологических  новообразований.

     Психокоррекционная  работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

     1) с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;

     2) со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

     3) с расширением межличностных  связей и изменением социального окружения;

     4) с формированием оптимального  уровня активности, произвольности;

     5) с изменением эмоциональной сферы,  в связи с адаптацией к школьным требованиям.

     Каждый  из перечисленных факторов влияет на психическое развитие ребенка и на развитие его личности в целом. Каждый из них может стать основой для проведения коррекционной работы.

     Таким образом, коррекционная работа в  начальной школе должна вестись  по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

     Если  говорить о более частных целях  психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия и т.п.

     Наиболее  адекватной формой деятельности для  решения указанных коррекционных целей является игровая деятельность.

     Основные  структурные компоненты психокоррекционной работы:

     1. Мотивационно-целевой блок. Необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают:

     -   представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия

     -  словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.

     Для обеспечения переноса успехов, достигнутых ребенком на коррекционных занятиях, необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий. Важным аспектом психокоррекции является формирование у ребенка мотива преодоления трудностей и способов правильного реагирования на фрустрирующую ситуацию.

     2. Операционно-регулятивный блок. Он включает планирование и контроль. Коррекция неумения планировать свою деятельность предполагает решение двух задач — формирование умения планировать деятельность по содержанию и во времени.

     Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации ребенка на образец как эталон для контроля и оценки.

     Особое  внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Информация о работе Психологическая помощь обучающимся, испытывающим проблемы обучения, поведения и психологического самочувствия