Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:29, реферат
В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.
Введение……………………………………………………………………….... 2
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам………………… 3
1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6
Выводы по Главе 1……………………………………………………………14
Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов
школы…………………………………………………………………15
2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15
2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18
2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей
школе……………………………………………………………………….24
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..31
Федеральное
государственное бюджетное
«Арзамасский
государственный педагогический институт
им. А.П. Гайдара»
Кафедра
общей педагогики и педагогики профессионального
образования
Реферат
«Психологическая
помощь обучающимся, испытывающим
проблемы обучения, поведения и психологического
самочувствия»
Арзамас 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам………………… 3
1.1 Проблемы младших школьников ……………………….. ……………… 3
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы…………………..…..6
Выводы по Главе 1……………………………………………………………14
Глава 2. Психологическая помощь учащимся средних и старших классов
школы…………………………………………………………………
2.1 Проблемы детей при переходе в среднюю школу………………………15
2.2 Работа психолога с учащимися средней школы………………………...18
2.3 Особенности психологической помощи в средней и старшей
школе…………………………………………………………………
Выводы по
Главе 2……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.
В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
Вместе с тем существующая система образования, условия, предлагаемые ребенку в школе и семье, зачастую способствуют развитию дезадаптации у детей вследствие объективной невозможности, нежелания или неспособности учитывать конкретные особенности личности конкретного ребенка.
Задача
педагога-психолога в школе –
своевременное выявление
Глава 1. Психологическая помощь младшим школьникам.
1.1 Проблемы младших школьников
Современная
общеобразовательная школа, являясь
главным социализирующим
По оценкам исследователей, в зависимости от типа образовательного учреждения, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения. Причины распространения дезадаптации детей младшего школьного возраста кроются в том, что в образовательном процессе слабо учитываются индивидуальные особенности, склонности и интересы ребенка, снижаются показатели психического и физического здоровья, эмоционального благополучия детей. Это приводит к тому, что все более востребованной становится квалифицированная психологическая помощь младшим школьникам.
Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.
Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Система
психолого-педагогического
Этот
комплекс включает диагностические, коррекционные,
аналитические, консультативно-
1.2 Работа психолога с учащимися начальной школы
Работа психолога в начальной школе с детьми, испытывающими трудности обучения, общения и психологического самочувствия, идет по следующим направлениям:
1.Коррекционно-развивающая работа
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Цели
коррекционно-развивающей
1.
Оптимизация социальной
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3.
Формирование возрастно-
Психокоррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:
1) с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;
2)
со сменой ведущей
3) с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;
4) с формированием оптимального уровня активности, произвольности;
5)
с изменением эмоциональной
Каждый из перечисленных факторов влияет на психическое развитие ребенка и на развитие его личности в целом. Каждый из них может стать основой для проведения коррекционной работы.
Таким образом, коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.
Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия и т.п.
Наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных целей является игровая деятельность.
Основные структурные компоненты психокоррекционной работы:
1. Мотивационно-целевой блок. Необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают:
- представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия
- словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.
Для обеспечения переноса успехов, достигнутых ребенком на коррекционных занятиях, необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий. Важным аспектом психокоррекции является формирование у ребенка мотива преодоления трудностей и способов правильного реагирования на фрустрирующую ситуацию.
2. Операционно-регулятивный блок. Он включает планирование и контроль. Коррекция неумения планировать свою деятельность предполагает решение двух задач — формирование умения планировать деятельность по содержанию и во времени.
Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации ребенка на образец как эталон для контроля и оценки.
Особое внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.