Психологическая поддержка детям в процессе обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучение процесса обучения и воспитания, методов психологической поддержки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......…3

1.Процесс обучения и воспитания………………………………………………4

1.1. Основные понятия………………………………………………………...…4
1.2. Сотрудничество в учебной деятельности…………………………………………………..………………..…7

2.Психологическая поддержка ребенка …………….………………..……..…..8

2.2. Развитие эффективного стиля общения ………………….……………….12

Заключение……………………………………………...………………………..15

Список используемой литературы………...………………………………....…16

Файлы: 1 файл

Психологическая поддержка детям.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

       Что касается братьев и  сестер,  то  родители  могут  непреднамеренно

противопоставлять детей друг другу,  сравнивая  блестящие  успехи  одного  с бледными  достижениями  другого.  Такое  соперничество  может   привести   к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

       На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность  амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок,  плохо  играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней  участие.  Часто  ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного,  начинает  вести  себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

 

Как поддерживать ребенка?

 

       Существуют ложные способы – «ловушки  поддержки».  Типичными для родителей способами  поддержки  ребенка  являются  гиперопека, создание  зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с  сиблингом  и  сверстниками.  Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают  нормальному  развитию его личности.

     Подлинная  поддержка  взрослыми  ребенка  должна основываться  на  подчеркивании  его  способностей,   возможностей   –   его положительных  сторон.  Если ребенку не удается вести  себя  так,  как хотелось бы учителю, именно учитель должен  помочь  ребенку  понять,  почему так  происходит.  Важно,  чтобы  ребенок  понял,  что  его   неудача   может проистекать из-за отсутствия  готовности или способности вести   себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача  ни  в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы  взрослый  научился принимать ребенка таким,  какой  он  есть,  включая  все  его  достижения  и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как  тон,  жесты  и т.п.

       Для того чтобы оказать ребенку психологическую  поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на  развитие  Я-концепции и  чувство  адекватности  ребенка. В течение дня взрослые  имеют  немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной  полезности  и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы  продемонстрировать  ребенку удовлетворение от его достижений или  усилий.  Другой  путь  –  научить ребенка справляться с различными задачами. Этого  можно  достичь,  создав  у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

       Даже если ребенок не вполне успешно справляется  с  чем-то,  взрослый

должен  дать  ему  понять,  что  его  чувства  по  отношению  к  ребенку  не

изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

      Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

      Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя  это было хорошим уроком.

      Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце  концов,  исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее  научится  тому,  как  помочь  ребенку достичь уверенности в себе.

              Центральную роль в развитии уверенности ребенка в  себе  играет вера  родителей  и  педагогов  в  ребенка.  Родитель  должен показать ребенку, что он является важным  членом  семьи  и  значит  для  нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Педагог –  что  ребенок  нужный  и уважаемый член группы, класса.

       Взрослые часто сосредоточены на  прошлых  неудачах  и  используют  их

против ребенка.  Примерами  такого  оценивания  являются  утверждения  типа: «Когда у тебя была собака, ты  забывала  кормить  её,  когда  ты  занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так  что  я  не  думаю,  что  тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у  ребенка ощущение преследования.  Ребенок  может  решить:  «Нет  никакой  возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

       Для того чтобы  показать  веру  в  ребенка,  взрослый  должен  иметь

мужество и желание сделать следующее:

       - забыть о прошлых неудачах ребенка;

       - помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной         задачей;

       - позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят

         в него, в его способность достичь успеха;

       - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

       Очень важно позаботиться о том,  чтобы  создать  ребенку  ситуацию  с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого  некоторого изменения  требований  к  ребенку.   Например,   на педагогическом совете учитель  может  предложить  специально  создать  такую ситуацию,  которая  поможет  развитию  у  ученика  чувства  адекватности   и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с  которыми  он, с точки зрения учителя, способен справится, и  затем  дать  ему  возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех  порождает  успех  и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

 

       Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

       1. Опираться на сильные стороны ребенка.

       2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

       3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

       4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

       5.Уметь помочь ребенку разбить большие задания на мелкие.

       6. Проводить больше времени с ребенком.

       7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

       8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

       9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

      10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

      11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

      12. Принимать индивидуальность ребенка.

      13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

      14. Демонстрировать оптимизм.

 

       Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала  может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая  похвала  может показаться ребенку неискренней. В другом  же  случае  она  может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

       Психологическая поддержка  основана  на  том,  чтобы  помочь  ребенку

почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно  выдается  ребенку  за  то, что он сделал  что-то  очень  хорошо,  или  за  какие-то  его  достижения  в определенный  период  времени.  Поддержка  в  отличие   от   похвалы   может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

       Поддерживать можно посредством:

      отдельных  слов  («красиво», «здорово»,«вперед», «продолжай»);

      высказываний («Это  действительно  прогресс», «Все идет прекрасно»);

      прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить лицо к его лицу; обнять);

      совместных действий, физического соучастия (сидеть рядом с ребенком; мягко вести его; слушать его; есть вместе с ним);

      выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

 


2.2. Развитие эффективного стиля общения.

 

 

       Часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.

Взрослый  может  думать:  «Для  меня  важно  настоять  на  своем».  Подобную философию полезно заменить пониманием того,  что   «настоящий победитель тот, кто  умеет  обращаться  с  другими  людьми».

        Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка  основан  на  взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что ребенок и  взрослый позволят друг другу  честно  и  открыто  выразить  чувства  и  мысли,  без опасения быть непонятым и отвергнутым.

       Эффективное общение – это:

      принятие того, что сообщает партнер;

      принятие его чувств;

      отказ от осуждения партнера.

       Другими словами, нужно показать  собеседнику,  что  понимаем  его

мысли и чувства. Можно и не согласиться с ребенком,  но принять его  чувства.  Принятие  можно  продемонстрировать тоном  и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует  терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как «рефлексивное слушание и сообщение».

 

Рефлексивное слушание.

 

       Рефлексивное слушание является важным навыком общения  в  силу  того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику.  Мы  должны пользоваться кодом:  словами,  тоном,  жестами,  позами  и  пр.  В  качестве слушателя  мы  интерпретируем  сообщения  с  большей  или  меньшей  степенью точности.  Для  того  чтобы  понять  сообщение  как  можно  точнее,  полезно применить  один  из  необходимых  для  общения  навыков  –  обратную  связь.

Обратная связь есть не  что  иное,  как  сообщение  о  том,  что  именно  вы

услышали. В свою очередь, собеседник может сказать:  «Да,  именно  это  я  и

имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я  попробую  объяснить  снова».

Эти компоненты –  сообщения,  обратная  связь  и  проверка  подтверждения  – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –  ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.

      

       Большое значение для овладения навыком рефлексивного  слушания  имеет понимание  разницы  между  закрытым  и  открытым  ответом.  Закрытый   ответ показывает, что  взрослый  либо  не  слышит  и  не  понимает  ребенка,  либо предпочитает игнорировать его  рассказ.  Другими  словами,  он  ограничивает сообщение.

Открытые  ответы – отражают  чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

 

o        «Стартеры»: «Я понимаю»,  «О-о-о»,  «М-м-м»,  «Я  хотел  бы  побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

o        Молчание: ничего не говорите, но всем своим  видом  продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

o        Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

 

       Открытые вопросы призваны информировать  взрослого  о  чем-либо и помочь ребенку прояснить его проблемы.  Закрытые  вопросы – приближены к утверждению и на них можно ответить «да» или «нет». Разницу между открытым  и  закрытым  вопросами  легче  понять  на конкретном примере.

 

       ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло  сегодня  в школе?».

       ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?».

       Рефлексивное слушание требует  от  родителей  и  педагогов  понимания

многообразия чувств ребенка и способности установить с ним  эмоциональный контакт. В результате ребенок  чувствует,  что его слушают,  и  стремится продолжить разговор.

       Рефлексивное слушание предполагает  определенные  установки  и  формы поведения. Прежде всего, это общая установка взрослого по  отношению  к ребенку:  «Я  беспокоюсь  о  тебе,  и  меня  интересует  все,  что  с  тобой происходит и, что ты  делаешь»,  а  также  вербальные  и  невербальные  формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

       Установки и  чувства,  необходимые  для  осуществления  рефлексивного

слушания, включают:

      желание  выслушать  ребенка  и  понимание  того,  что  это  займет некоторое время;

      желание помочь данному конкретному ребенку;

      принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

      признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

      отношение  к  ребенку  как  к  самостоятельной  личности   с   его индивидуальной идентичностью и чувствами;

      глубокая  убежденность  в  способности  ребенка  управлять  своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

      понимание того, что чувства преходящи, не  постоянны,  а  выражение негативных  чувств  имеет  своей  конечной  целью  помочь   ребенку покончить с ними.

 

      

 

 

 

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

 

       НЕВЕРБАЛЬНЫЕ:

       - зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но

         не сверлите его взглядом;

       - язык жестов, естественные и свободные позы;

       ВЕРБАЛЬНЫЕ:

       - обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того,

Информация о работе Психологическая поддержка детям в процессе обучения и воспитания