Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:23, контрольная работа
Цель: изучение процесса обучения и воспитания, методов психологической поддержки.
Введение……………………………………………………………………......…3
1.Процесс обучения и воспитания………………………………………………4
1.1. Основные понятия………………………………………………………...…4
1.2. Сотрудничество в учебной деятельности…………………………………………………..………………..…7
2.Психологическая поддержка ребенка …………….………………..……..…..8
2.2. Развитие эффективного стиля общения ………………….……………….12
Заключение……………………………………………...………………………..15
Список используемой литературы………...………………………………....…16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Процесс обучения и воспитания………………………………………………4
1.1. Основные понятия………………………………………………………..
2.Психологическая поддержка ребенка …………….………………..……..…..8
2.2. Развитие эффективного стиля общения ………………….……………….12
Заключение……………………………………………...
Список используемой литературы………...………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Каждый ребенок, идя в первый класс, хочет быть хорошистом. Как правило, детям интересно узнать, что же такое школа. К сожалению, не всегда ученикам удается сохранять и развивать интерес к обучению. Воспитание и обучение – это естественные, но сложные процессы для их участников. Для детей сложность в том, что на них производиться воздействие. Для взрослых в том, что им не всегда хватает мудрости и знаний для правильного воздействия. Много факторов влияет на отношение ребенка к обучению. Это и психические особенности, и физиологические, и мотивация. Одним из важнейших факторов является психологическая поддержка ребенка в процессе обучения. Ребенок нуждается в поддержке, не только придя в первый класс, но и до самого конца учебной деятельности. Он постоянно сталкивается с трудностями, с чем-то новым, ему приходиться часто принимать решения. Эти решения бывают не всегда верными. Позиция родителей и учителей в этот момент имеет большое значение: будет ли ребенок продолжать стремиться к успеху или пытаться избежать неудачи.
В нашей работе, мы рассматриваем, что такое процесс обучения и воспитания, как должны сотрудничать ученик и учитель, и каким образом можно осуществлять психологическую поддержку ребенка.
Цель: изучение процесса обучения и воспитания, методов психологической поддержки.
Задачи:
Рассмотреть основные понятия процесса обучения и воспитания.
Изучить роль взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Выявить значение вербальной и невербальной коммуникации в процессе воспитания и обучения.
Определить методы психологической поддержки детей в процессе обучения и воспитания.
1.1. Основные понятия
Процесс обучения – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Составляющие учебного процесса:
- предмет обучения;
- ученик (субъект обучения);
- собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);
- учитель (субъект обучения).
Предмет обучения – это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить.
Ученик – это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения.
Учебная деятельность – это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки.
Учитель – это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.
Итак, для эффективного функционирования учебного процесса необходимо, чтобы все перечисленные элементы соотносились друг с другом в гармоничном единстве. Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации, деструкции или же распаду всей системы.
Компоненты процесса воспитания:
цели – противоречия – закономерности – принципы – методы – формы – контроль – оценка результата.
Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.
Закономерности. Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений между воспитанниками.
Принципы воспитания:
1. Принцип общественной направленности воспитания.
2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.
3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.
4. Принцип гуманизации воспитания.
5. Принцип личностного подхода в воспитании.
6. Принцип единства воспитательных воздействий.
Содержание воспитания. Экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения.
Методы воспитания.
Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, диспут.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.
Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые коллективные – (от 5 до 40 человек), массовые.
Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности.
Описание данных компонентов воспитания дает возможность говорить о том, что сам процесс воспитания является помощью для социализации ребенка. Сложность в том, что в процессе воспитания ребенку нужно освоить много норм и правил. В том случае, когда нарушаются основные принципы воспитания, весь процесс может оказаться непродуктивным.
Обучение и воспитание – это сложные процессы, влияющие на развитие когнитивных процессов, волевых качеств, творческих способностей. С началом обучения значительно увеличивается воздействие на ребенка, открывается множество сфер жизни, которые ребенку нужно освоить. Из этого видно, что ученик нуждается в психологической поддержке учителя и родителей.
В дошкольном возрасте ребенок включен в две системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми (воспитателем в детском саду, с родителями); 2) отношения с детьми. Благополучие ребенка-дошкольника определяется отношениями в семье. Его игровые отношения с детьми не влияют на его отношения с родителями.
В школе сохраняются эти две системы социальных отношений, но они существенно перестраиваются. Прежде всего в системе отношений со взрослыми на первый план выходят отношения с учителем. Эта система отношений начинает определять отношения ребенка и к родителям, и к детям. Отношения учащегося с учителем - это олицетворение его отношений с обществом: учитель является носителем требований общества к ребенку и носителем того социального опыта, который ученик должен усвоить, сделать своим индивидуальным достоянием.
Многие современные исследования доказали, что между учителем и учениками должно быть реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны учителя. При этом руководящая роль должна принадлежать педагогу: именно он является носителем тех социальных образцов, которые должны быть усвоены учащимися. Без помощи учителя ученики не смогут вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных способов работы с ними. Известно, что Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции происходят из высших коллективных форм деятельности. Следовательно, совместная деятельность - необходимый этап для становления индивидуальной деятельности.
Успешное учение требует сотрудничества ребенка не только с учителем, но и с другими учащимися - со сверстниками.
Исследования В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и других показали, что учащиеся, работающие в кооперации со сверстниками, дают более высокие показатели в рефлексии, чем ученики, работающие индивидуально. Сотрудничество со сверстниками способствует повышению качества усвоения. Кооперация детей в работе необходима также для формирования контрольно-оценочных действий.
Таким образом, усвоение различных образцов, которые ребенок получает от взрослого, требует сотрудничества ребенка не только со взрослым, но и со сверстниками.
Деятельность, выполняемая учениками в кооперации, по возможности должна быть продуктивной, а ее результат должен иметь социальную значимость.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологическая поддержка – это процесс, помогающий:
взрослому сосредоточиться на позитивных сторонах и
преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
ребенку поверить в себя и свои способности;
ребенку избежать ошибок;
взрослому поддержать ребенка при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и
родителям, необходимо изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Не обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, а сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально
родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок
нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда
ему хорошо.
Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны
испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, и не достигнут самоуважения и уверенности.
Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в
процессе воспитания и знать, что он может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».
Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное
несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, что в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка может привести к разочарованию. По мнению многих психологов, это:
1. Завышенные требования родителей.
2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).
3. Чрезмерные амбиции ребенка.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.
Информация о работе Психологическая поддержка детям в процессе обучения и воспитания