Психологическая готовность ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы
2.2 Описание и результаты диагностических методик
3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе
3.1 Характеристика психокоррекционной программы
3.2 Ориентировочный этап
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми
3.4 Коррекционно-развивающий этап
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

мОЙ КУРСОВИК ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     Этюд  «Солнечный зайчик».

     Дети  сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в  глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему». Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

     Рисование на тему «Мое настроение».

     Взрослый  подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что  настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После  выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

     Ритуал  прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками. 

     3.4 Коррекционно-развивающий этап 

Цель: 1. Развитие познавательных процессов.

2. Формирование  способности регуляции деятельности.

3. Развитие коммуникативных  способностей.

Путешествие в страну Родной речи.

Занятие №1. «Остров Гласных звуков».

Задачи: 1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать  воображение, память, восприятие.

3. Развивать  дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Материалы: аудиокассета «Шум моря», 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.

Ход занятия:

Ритуал  приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.

Беседа. «С сегодняшнего дня мы начинаем путешествовать по волшебной стране знаний. Мы узнаем много нового и интересного. Но только уговор, во время путешествия мы не ссоримся и помогаем друг другу. Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся … ой, а куда же мы отправляемся сегодня? Вот память-то. У меня здесь записано (достает лист бумаги) – загадки о море, реке.» (Например: «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» и т.д.) Дети отгадывают, и включается аудиокассета «Шум моря». «Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда давайте произнесем волшебные слова».

Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Дети  оказались на корабле (корабль может  быть нарисованным или же сложенным из кубиков).

Игра  «Волны».

     Ведущий называет по очереди то или иное чувство и предлагает превратиться в морские волны и с помощью лент показать: волны радости, волны гнева, волны страха и пр.

Упражнение  «Гласные буквы».

     Дети  вырезывают гласные буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен дом с красной крышей. Каждая буква заселяется в свою «квартиру»: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.

Стихотворение «Овощи». Юлиан Тувим.

Этюд  «Минута шалости».

     Все дети превращаются в пушистых озорных  котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.

Упражнение  «Тренируем память».

Ведущий предлагает детям:

     – Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженный человек;

     – Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница;

     – Испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда;

     – Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса.

Волшебное стихотворение (возвращение). Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Ритуал  прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи. 
 

 

     Заключение 

     Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы.

     В период дошкольного детства ребенок  проходит путь от осознания себя как  «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

     Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

     В процессе написания курсовой работы был проведен анализ современных проблем психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

     Были  выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

     – новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

     – в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

     – в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

     – в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

     Кроме того, нами были рассмотрены методы диагностики психологической готовности к школе.

     В процессе практической работы нами было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.

     В результате было выявлено, что 90% детей  имеют интеллектуальную, эмоциональную  и социальную зрелость, которая проявляется  в психологической готовности к школе.

     Для детей, которые имеют низкий уровень  сформированности психологической готовности к школе, была составлена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

     Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, что потребность к общению и к познавательной деятельности дошкольников создаёт условия для формирования становления внутренней позиции школьника как основного критерия психологической готовности ребёнка к школе. 
 

 

     Список  использованной литературы: 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
  3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. – С. 14–21
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
  5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25
  6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
  7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
  8. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.
  9. Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
  10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
  11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
  12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
  13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.
  14. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
  15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
  16. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
  17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
  18. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. – М., МПГУ, 1994. – 82 с.
  19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
  20. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.
  21. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
  22. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
  23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
  24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
  25. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
  26. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
  27. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
  28. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.
  30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.

Информация о работе Психологическая готовность ребёнка к школе