Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы детских страхов;
- разработать программу и методику для исследования страхов у дошкольников с нарушением речи;
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
-выявить характер детских страхов;
-разработать психокоррекционную программу для дошкольников с нарушением речи.

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

     2.3 Психокоррекция детских страхов у детей с нарушением речи 

     В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции  страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно  разделены на три группы:

   - игра со страхом;

   - рисование страха;

   - вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

   На  основе этих данных мы составить комплекс коррекционных методик, который  будет включать в себя:

      1. Методика, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом»;

      2.Методика, основанная на использовании игрового метода: игра «В страх»;

      3.Методика, основанная на использовании сказкотерапии: «Веселый страх».

     Мы  предложили использовать методику, основанную на использовании изотерапии с целью  снятия у детей старшего дошкольного  возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления  тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое  изображение страхов требует  волевых усилий и снимает тревожное  ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление»  страха, но вместе с тем и осознание  условного характера его изображения.

     Детям было предложено  «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок  или закрасить другой краской.  Большинство детей смяли свои рисунки и порвали, ни один ребенок  не закрасил его другой краской.

     Затем детям было предложен поиграть  «В страх» подбирается сюжет, предметы, символизирующие то, чего ребёнок  боится (собака, волк, вампиры, Баба –  Яга), разыгрывается сюжет с этими  предметами.  Дети превращались в  змей, летучих мышей, тигров, львов, вампиров, зомби.

     Коррекционная работа проводится не со страхом, а  с личностным отношением ребёнка  к породившим его причинам.

     Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота  и т.п.), как он устроен, «откуда  берётся», устраняются «пробелы»  в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому  предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной  эмоциональной реакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается  в сознании ребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт.

     Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии  с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей  старшего дошкольного возраста.

     Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видов своеобразного  детского фольклора. Сочиняя и рассказывая  «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих  страхов.

     Детям была предложена методика «Веселый страх». Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: « Жил-был  страх. Все его боялись, и никто  не хотел с ним играть. Грустно  и скучно стало страху одному, и  решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все  его боялись и прятались от него. Надоело страху всех пугать, и  решил он стать веселым и смешным…», детям нужно было дать совет страху, что ему делать, что бы его перестали  бояться, и чтобы всем было весело с ним. Варианты предлагались разные: «..не драться, не кусаться»; «..быть хорошим, одевать рубашки»; «..улыбаться и  веселить всех»; «..быть вежливым и воспитанным»;  «.. стать белым».

     В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи –  это вымысел и их можно сделать  такими, какими ты сам хочешь, тот  есть добрыми, смешными, весёлыми.

     После проведения описанной выше коррекционной  работы была снова проведена методика «Страхи в домиках». Были получены следующие результаты.

     Страх сказочных персонажей (Баба-яга, Кощей  Бессмертный, Змей Горыныч) был у 9 детей, после коррекции остался у 4.  Первоначально страх снов был  присущ 7 детям, после проведения коррекционной  работы он снизился до 4. Страх одиночества  первоначально был у 5 детей, после  стал у 3. Страх одиночества изначально у 5 детей, после работы остался у 3.

     Таким образом, подобранный нами комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей  дошкольного возраста, с нарушением речи посредством изживания у  детей переживания страха  одиночества  и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего  мира. 

Заключение 

       В данной курсовой работе объектом исследования были детские страхи.

     Предметом исследования мы определили детские страхи дошкольников с нарушением речи.

     Для написания курсовой работы, нами был  произведен анализ литературы по данной теме, после чего  было выделено главное  и произведен синтез.

Таким образом, рассмотрев, детские страхи мы выяснили, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. И что страх может развиваться у человека в любом возрасте. И что ведущий страх у детей дошкольного возраста (5-7 лет) это страх смерти.

       Нами  были изучены факторы, участвующие  в возникновении страха.

       Сделали вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

       После чего, было произведено исследование, были выявлены страхи, присущие нашим  испытуемым.

       По  результатам нашей исследовательской  работы мы пришли к выводу, что те задачи, которые мы поставили, нам  удалось выполнить. Мы  раскрыли теоретические основы детских страхов,  разработать программу и методику для исследования страхов у дошкольников с нарушением речи,  проанализировать литературу по проблеме исследования, выявить характер детских страхов и разработали психокоррекционную программу для дошкольников с нарушением речи.  

     Цель  нашей курсовой работы была достигнута, выявили страхи дошкольников с нарушением речи и определили способы их коррекции.

     Детские    страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления  чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или  сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной  ослабленности ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо  также знать,  что  такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего  боятся дети и почему. В современных  цивилизациях существует всё более  возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или  потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить  тот факт, что страх является предметом  научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

       Страх - это эмоция, которая может  возникнуть в любом возрастном  периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

     Подводя итоги нашей курсовой работы, хочется  отметить важность психокоррекционной работы. Ведь психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

 

Список  используемой литературы

  1. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
  2. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия:  Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
  4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.
  5. Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л.  Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
  7. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.
  8. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.20-27.
  9. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
  10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. – 115с.
  12. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. – 116с.
  14. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  15. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. – 66с.
  16. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.
  17. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.
  18. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
  20. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
  21. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы» // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
  22. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

Информация о работе Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи