Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы детских страхов;
- разработать программу и методику для исследования страхов у дошкольников с нарушением речи;
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
-выявить характер детских страхов;
-разработать психокоррекционную программу для дошкольников с нарушением речи.
Кукла,
выступая атрибутом, воплощает в
себе противоположные эталоны
Привлекательность
сказок для психологической коррекции
вообще и коррекции страхов, в
частности состоит, прежде всего, в
естественности развертывания сюжетной
линии, отсутствии нравоучений. В образной
форме ребенок в сказках
Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.
Во
время работы над сказкой ребенок
получает конкретные способы борьбы со
своими страхами, его эмоциональный мир
окрашивается более радостными тонами.
С другой стороны, в сказке пугающий персонаж
или явление может вовсе таким не выглядеть.
2
Исследование страхов
дошкольников с нарушением
речи и методов их психокоррекции
2.1
Обзор диагностических
методик
Детские
страхи представляют собой иерархическую
структуру различных по природе
и интенсивности страхов, которые
определяются особенностями личности
ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми
в данном социуме установками, а
также общими для всех людей возрастными
и половыми закономерностями. Говоря
о детских страхах и их проявлении,
необходимо понять, что при этом
считать нормой, а что патологией.
В отечественной и зарубежной
психологии выделено 29 страхов, которые
могут испытывать дети от рождения
и до достижения 16–18-летнего возраста.
Сложным «кризисным» периодом является
семилетний возраст. Причем для дошкольников
в этом возрасте характерны страхи
одиночества, смерти, нападения, а для
школьников другие, более взрослые
— социальные: опоздать в школу,
смерти родителей. О детском неврозе
страха также можно говорить, если
ребенок называет какие-либо другие
страхи, чем те, которые характерны
по А.И. Захарову для его возраста
и пола. По-настоящему бесстрашного
ребенка не существует, но иногда страхи
настолько сильно поражают его, что
он уже не в состоянии адекватно
воспринимать действительность. И тогда
возникает патология в
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.
Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
Детские
сверхценные страхи считаются по
праву самыми распространенными, именно
с ними в 90% всех случаев сталкиваются
практикующие психологи. На этих страхах
дети часто «застревают», и вытащить
их из собственных фантазий бывает
подчас очень сложно. Самым распространенным
является страх смерти. В чистом
виде этот страх проявляется у 6–7-летних
дошкольников, а у детей более
старшего возраста проявляется не напрямую,
а опосредованно, через другие страхи.
Ребенок понимает, что смерть вот
так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит,
и боится остаться наедине с угрожающим
пространством или
В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики детских страхов и приобретает важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.
В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» и проективная методика «Мои страхи».
В исследовании участвовали дошкольники подготовительной группы из муниципального дошкольного учреждения г. Новосибирск. Выборка составила всего 13 человек, из них 8 девочек и 5 мальчиков в возрасте 5-6 лет.
Методика
«Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
[20, с.10]. Автором произведен своеобразный
синтез двух известных методик: модифицированной
беседы А. И. Захарова и теста «Красный
дом, черный дом». Модифицированная беседа
о страхах А.И. Захарова предполагает
выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.).
Прежде чем помочь детям в преодолении
страхов, необходимо выяснить, каким
конкретно страхам они
Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.
Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно, либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15)
машин, поездов, самолетов (
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19)
оставаться в маленькой,
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Проективную
методику «Мои страхи» А.И.Захарова
[10, с.67]. После предварительной беседы,
актуализирующей воспоминания ребенка
о том, что его пугает, ему предлагают
лист бумаги и цветные карандаши.
В процессе анализа обращается внимание
на то, что ребенок нарисовал, а
также на цвета, использовавшиеся им
в процессе рисования. По окончании
рисования ребенка просят рассказать
о том, что он изобразил, т. е. вербализовать
свой страх. Таким образом, предполагается,
что активное обсуждение ребенком своих
ощущений в игровой обстановке позволяет
внутренним ресурсам изменить направление
с защиты на конструктивный процесс
личностных изменений. Американский психолог
К. Маховер считал, что центральным
механизмом изобразительной деятельности
является проекция. Другими словами,
оперируя материалами изобразительной
деятельности, человек отображает на
нем особенности своего внутреннего
мира. Поэтому проективные методики
используются для выявления наиболее
ярких переживаний чувства страха.
2.2
Проведение экспериментального
исследования, анализ
и результаты
Наша работа посвящена изучению страхов дошкольников с нарушением речи и их психокоррекция.
Процедура исследования включала в себя следующие этапы:
-
для выявления страхов
-
полученная информация была
-затем
была проведена
-для
выявления результата
В нашем исследовании принимали участие дошкольники с нарушением речи, в составе тринадцати человек. Возраст дошкольников 5-6 лет.
Методики
авторов А.И. Захарова и М.Панфиловой
позволили выявить детские
Менее выражены, такие фобии как, страх одиночества в 35% у девочек (3 человека) и 40% у мальчиков (2 человека); страх замкнутого пространства выявлен в 35%с(3 человека) у девочек и в 40% (2 человека) у мальчиков; страх воды в 25% (2 человека) отмечали девочки и в 20%( 1 человек) мальчики; страх перед уколами и болью у девочек 50% (4 человека), а у мальчиков 40% (2 человека); страх резких звуков у девочек 15% (1 человек).
Методика
«Мои страхи» позволила отследить
те персонажи, которые пугают детей
в дошкольном возрасте. В своих
рисунках 6 человек (46%) изобразили приведение;
кровососа и вампира изобразили
2 ребенка (15 %); бабу-ягу нарисовали 2
ребёнка (15%); так же был нарисован
страшилимус –инопланетянин 1 ребенком
(7,5%); скелет - 1 ребенок (7,5%); динозавр - 1
ребенок (7,5 %).
Информация о работе Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи