Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы детских страхов;
- разработать программу и методику для исследования страхов у дошкольников с нарушением речи;
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
-выявить характер детских страхов;
-разработать психокоррекционную программу для дошкольников с нарушением речи.
Введение
Детские
страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.
Объект исследования: детские страхи.
Предмет исследования: детские страхи дошкольников с нарушением речи.
Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы детских страхов;
-
разработать программу и
-
проанализировать литературу
-выявить характер детских страхов;
-разработать
психокоррекционную программу
Нами
была выдвинута гипотеза: детские
страхи ведут к развитию эмоционально
неблагополучной личности, их коррекция
будет способствовать преодолению возрастных
страхов у дошкольника с нарушением речи.
.
1
Теоретические аспекты
изучения детских
страхов и способы
их коррекции
Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [2, с.5].
Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [9, с.6 ].
А.И.Захаров
отмечает, что страх может развиваться
у человека в любом возрасте: у
детей от 1 года до 3 лет нередки
ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее
часто проявляется страх
Объективный
подход к рассмотрению эмоции страха
требует указать на то, что, несмотря
на свою отрицательную окраску, страх
выполняет разнообразные
В
самом общем виде страх условно
классифицируют на ситуационный (возникающий
в необычных ситуациях) и личностно обусловленный
(предопределяемый характером человека
тревожной мнительностью). Страх бывает
реальный и воображаемый, острый и хронический.
Принято выделять также возрастные страхи,
появление которых чаще всего совпадает
с определенными изменениями в жизни ребенка,
другими словами, возрастные страхи являются
отражением личностного развития ребенка.
Страхи условно можно разделить на ситуационные
и личностно обусловленные. Ситуационный
страх возникает в необычной, крайне опасной
или шокирующей ребенка обстановке. Личностно
обусловленный страх предопределен характером
человека, например его склонностью к
переживанию тревоги, и может появляться
в новой обстановке или при контактах
с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге
есть общий эмоциональный компонент в
виде чувства волнения и беспокойства,
т. е. в них отражается восприятие угрозы
или отсутствие чувства безопасности.
Возрастную периодизацию формирования
чувств и появления страхов у детей описывает
Т.А. Данилиной [10, с.81].
1.2
Характеристика страхов
у детей дошкольного
возраста
Одной
из характерных особенностей старшего
дошкольного возраста является интенсивное
развитие абстрактного мышления, способность
к обобщениям, классификациям, осознание
категории времени и
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно - заостренное выражение истины самосохранения.
О
том, что ребенок боится смерти, можно
догадаться по наличию, связанных со
смертью страхов, прежде всего испытываемых
во сне "страшных снов", боязнь нападения,
огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек)
и боязни стихии (у мальчиков). Испытываемый
страх перед Змеем Горынычем,
который "дыхнет и все горит",
есть не что иное, как замаскированный
ужас, вызываемый огнем и пожаром. В это
же время дети заметно бояться змей, укус
которой смертелен, крайне болезненно
переносят операции, а также болезнь и
сметь даже не очень знакомых людей.
Появление страха смерти означает появление
постепенное завершение "наивного"
периода в жизни детей, когда они верили
в существование сказочных персонажей,
бессмертие. Исчезновение страха перед
кощеем бессмертным в старшем дошкольном
возрасте свидетельствует о том, что стал
"простым смертным" в представлении
детей и потому перестал их пугать. Категория
смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую
ребенок должен признать как нечто рано
или поздно неизбежное в его жизни. Именно
нежелание признать это сразу и порождает
страх, означающий эмоциональное неприятие
"рациональной" необходимости умереть.
Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов [14, c. 148]:
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
-
тревожность в отношении с
ребенком, избыточное предохранение
его от опасности и изоляция
от общения его со
-
излишне ранняя рационализация
чувств ребенка, обусловленная
чрезмерной принципиальностью
-
большое количество запретов
со стороны родителя того же
пола или полное
-
отсутствие возможности для
- конфликтные отношения между родителями в семье;
-психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
-психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития.
Кроме возрастных существуют невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов [7, c. 37].
Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.
Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страхе смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получить невосполнимое увечье и т.д.
Чаще
боятся подобным образом чувствительные,
испытывающие эмоциональные затруднения
в отношениях с родителями дети,
чье представление о себе искажено
эмоциональным неприятием в семье
или конфликтами и которые
не могут полагаться на взрослых как
источник безопасности, авторитета и
любви. Поэтому лежащая в основе
невроза страха боязнь смерти всегда
свидетельствует о наличии
Информация о работе Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи