Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.
Исходя из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы детских страхов;
- разработать программу и методику для исследования страхов у дошкольников с нарушением речи;
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
-выявить характер детских страхов;
-разработать психокоррекционную программу для дошкольников с нарушением речи.

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

     Введение 

     Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в  области семейных отношений, таких  как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру.

     Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее  время вопросы диагностики и  коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В  связи с вышесказанным остро  встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции  детских страхов.

     Объект исследования: детские страхи.

     Предмет исследования: детские страхи дошкольников с нарушением речи.

     Цель исследования: выявить страхи дошкольников с нарушением речи и определить способы их коррекции.

     Исходя  из цели данной работы, нами были поставлены следующие задачи:

     - раскрыть теоретические основы  детских страхов;

     - разработать программу и методику  для исследования страхов у  дошкольников с нарушением речи;

     - проанализировать литературу по  проблеме исследования;

     -выявить характер детских страхов;

     -разработать  психокоррекционную программу для  дошкольников с нарушением речи.

     Нами  была выдвинута гипотеза: детские страхи ведут к развитию эмоционально неблагополучной личности, их коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольника с нарушением речи.   

     .  

 

1 Теоретические аспекты  изучения детских  страхов и способы  их коррекции 
 

    1. Понятие страх в психологической  литературе
 

     Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [2, с.5].

     Учёный  К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким  образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх —  лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх  — это одна из фундаментальных  эмоций человека, возникающая в ответ  на действие угрожающего стимула [9, с.6 ].

     А.И.Захаров  отмечает, что страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от 1 года до 3 лет нередки  ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»  Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях  тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности [10, с.56].

     Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх  выполняет разнообразные функции  в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал  людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

     В самом общем виде страх условно  классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной [10, с.81]. 
 

 

     1.2 Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 

     Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное  развитие абстрактного мышления, способность  к обобщениям, классификациям, осознание  категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и  играть роли, предвидеть планировать  действия другого, понимать его чувства  и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система  ценностей "Ценные ориентации", чувства  дома, родства, понимание значения семьи  для продолжения рода. Для детей  старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе [8, c. 124].

     Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Боязнь умереть  это возрастное отражение формирующейся  концепции жизни. Ее точкой отсчета  является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к  началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется  соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории  времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется  страх смерти как аффективно - заостренное  выражение истины самосохранения.

     О том, что ребенок боится смерти, можно  догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне "страшных снов", боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Испытываемый страх перед Змеем Горынычем, который "дыхнет и все горит", есть не что иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В это же время дети заметно бояться змей, укус которой смертелен, крайне болезненно переносят операции, а также болезнь и сметь даже не очень знакомых людей. 
Появление страха смерти означает появление постепенное завершение "наивного" периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед кощеем бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал "простым смертным" в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть.

     Выделим факторы, участвующие в возникновении  страхов [14, c. 148]:

     - наличие страхов у родителей,  главным образом у матери;

     - тревожность в отношении с  ребенком, избыточное предохранение  его от опасности и изоляция  от общения его со сверстниками;

     - излишне ранняя рационализация  чувств ребенка, обусловленная  чрезмерной принципиальностью родителей  или их эмоциональным неприятием  детей;

     - большое количество запретов  со стороны родителя того же  пола или полное предоставление  свободы ребенку родителем другого  пола, а также многочисленные  нереализуемые угрозы всех взрослых  в семье;

     - отсутствие возможности для ролевой  идентификации с родителем того  же пола, преимущественно у мальчиков,  создающее проблемы в общении  со сверстниками и неуверенность  в себе;

     - конфликтные отношения между  родителями в семье;

     -психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

     -психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

     Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение  особенности их психического и личностного  развития.

     Кроме возрастных существуют невротические  страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная  интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное  заострение; взаимосвязь с другими  невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи - это  один из симптомов невроза как  психогенного заболевания формирующейся  личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного  типа поведения; более прочная связь  с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов [7, c. 37].

     Невротическими  страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений нередко  на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов  при неврозах является признаком  недостаточной уверенности в  себе, отсутствия адекватной психологической  защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности  в общении со сверстниками.

     Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами  и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у  мальчиков). Все эти страхи имеют  выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страхе смерти. В своем невротическом  звучании этот страх означает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получить невосполнимое увечье и т.д.

     Чаще  боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье  или конфликтами и которые  не могут полагаться на взрослых как  источник безопасности, авторитета и  любви. Поэтому лежащая в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных  эмоциональных проблем, которые  не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям, нужно разобраться в их переживаниях [7, c.42].

Информация о работе Психокоррекция страхов дошкольников с нарушением речи