Психодиагностика уровня тревожности по методике Спилбергера»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции, страх и тревожность являются наиболее опасными из всех отрицательны. Исследования, посвященные страху и тревожности, создают основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.
Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностых образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков.

Оглавление

Введение_______________________________________________ 3
Глава 1. Методика диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина_____________________________ 4
Глава II. Исследование уровня тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера_________________________________________ 13
Заключение___________________________________________ 19
Список литературы___________________________________ 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психодиагностике.docx

— 73.11 Кб (Скачать)

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ  №1

Инструкция: 
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

1. Я спокоен.

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает.

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении.

1

2

3

4

4. Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные  неудачи

1

2

3

4

8. Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения.

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю.

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе  места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности,  напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен.

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден  и мне не по себе.

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно.

1

2

3

4


 

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ  №2

Инструкция: 
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

21. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22. Я очень быстро устаю.

1

2

3

4

23. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24. Я хотел бы быть  таким же счастливым, как и  другие

1

2

3

4

25. Нередко я проигрываю  из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

1

2

3

4

26. Обычно я чувствую  себя бодрым.

1

2

3

4

27. Я спокоен, хладнокровен  и собран

1

2

3

4

28. Ожидаемые трудности  обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29. Я слишком переживаю  из-за пустяков.

1

2

3

4

30. Я вполне счастлив.

1

2

3

4

31. Я принимаю все слишком  близко к сердцу

1

2

3

4

32. Мне не хватает уверенности  в себе

1

2

3

4

33. Обычно я чувствую  себя в безопасности

1

2

3

4

34. Я стараюсь избегать  критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35. У меня бывает хандра

1

2

3

4

36. Я доволен

1

2

3

4

37. Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня.

1

2

3

4

38. Я так сильно переживаю  свои разочарования, что потом  долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40. Меня охватывает сильное  беспокойство, когда я думаю о  своих делах и заботах

1

2

3

4


 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование уровня тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера.

 

Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе эксперимента; так, методика «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, направленная на выявление тревожности в подростковом возрасте, проводилась в 10 классе МОУ СОШ №3 г. Сафоново.

После проведения данной методики были получены следующие результаты, которые изображены в таблице №1.

Таблица №1 Проявление личностной и ситуативной тревожности.

Ситуативная тревожность

Количество человек

Количество человек в %

Личностная тревожность

Количество человек

Количество человек в %

Высокая

2

15,4%

Высокая

7

53,8%

Умеренная

10

77%

Умеренная

6

46,2%

Низкая

1

7,6%

Низкая

0

0%


Как видно из таблицы ситуативная  тревожность разделяется на три  типа:

высокий -15,4 %;

умеренный –77 %;

низкий – 7,6 %

Что касается личностной тревожности, то она также определяется по трем типам:

высокий – 53,8 %;

умеренный – 46,2 %;

низкий – 0%.

Ситуативная тревожность  как состояние характеризуется  субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает  как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его я (самооценки, отношения к себе).

В таблице №2 представлены результаты, дифференцированные по половому признаку.

 

Таблица №2Уровни тревожности  в ситуативном и личностном типах

Уровень тревожности  учащихся

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Мальчики

Мальчики

Высокая – 0%

Высокая – 25%

Умеренная – 75%

Умеренная – 75%

Низкая – 25%

Низкая – 0%

Девочки

Девочки

Высокая – 22,2%

Высокая – 66,7%

Умеренная – 77,8%

Умеренная – 33,3%

Низкая – 0%

Низкая – 0%


 

Из таблицы видно, что  у девочек низкий уровень ситуативной  и личностной тревожности отсутствует; умеренный уровень ситуативной тревожности составляет 77,8%; высокий уровень ситуативной тревожности составляет 22,2%. Умеренный уровень личностной тревожности составляет 33,3%; высокий уровень личностной тревожности составляет 66,7%.

У мальчиков низкий уровень  ситуативной тревожности составляет 25 %; умеренный уровень ситуативной  тревожности составляет 75%; высокий  уровень ситуативной тревожности отсутствует. Низкий уровень личностной тревожности отсутствует; умеренный уровень личностной тревожности составляет 75%; высокий уровень личностной тревожности составляет 25%.

Высокотревожные подростки  вспыльчивы, раздражительны и находятся  в постоянной готовности к конфликту  и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, их престиже, самооценки, их отношении. Боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных подростков.

Для низкотревожных подростков характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.

Таким образом, результат  проведённого тестирования в области  ситуативной и личностной тревожности показал, что высокий уровень тревожности в большей степени проявляется у девочек, чем у мальчиков.

Более подробно результаты представлены на рисунке 1 и 2.

Рис. 1 Проявление личностной и ситуативной тревожности у  девочек.

Данная диагностика позволяет  выявить уровень ситуативной  и личностной тревожности у девочек. По результатам исследования личностная тревожность у большинства девочек высокая и составляет 66,7 %, а умеренный уровень тревожности наблюдается у 33,3% испытуемых. Ситуативная тревожность у большинства девочек умеренная и составляет 77,8%, а высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 22,2% испытуемых. Низкий уровень тревожности у девочек в данной выборке не зафиксирован.

 

Рис. 2 Проявление личностной и ситуативной тревожности у  мальчиков

 

Данная диагностика позволяет  выявить уровень ситуативной  и личностной тревожности у мальчиков. По результатам исследования личностная тревожность у большинства мальчиков умеренная и составляет 75%, а высокий уровень личностной тревожности наблюдается у 25%. Ситуативная тревожность у большинства мальчиков умеренная и составляет 75%, а низкий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 25% испытуемых. Высокий уровень тревожности у мальчиков в данной выборке не зафиксирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После проведения тестирования по методике Спилбергера было выявлено, что у большинства девочек из данного класса наблюдается высокий уровень личностной тревожности. С низким уровнем тревожности очень маленький процент детей, да и то только мальчики.

На основании полученных данных целесообразно дополнительно  заниматься с детьми для понижения уровня тревожности. Для этого необходимо с высокотревожными детьми заниматься индивидуально, проводить беседы с анализом состояния тревожности, проводить групповые коррекционные занятия, на которых бы происходила ориентация личности на позитивное восприятие окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. «Деловая книга». Издательский центр «Академия», М: 1995.
    2. Гришин В. В., Лужин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М: 1992.
    3. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск: «Соврем. слово», 2006.

 

 


Информация о работе Психодиагностика уровня тревожности по методике Спилбергера»