Психодиагностика уровня тревожности по методике Спилбергера»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции, страх и тревожность являются наиболее опасными из всех отрицательны. Исследования, посвященные страху и тревожности, создают основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.
Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностых образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков.

Оглавление

Введение_______________________________________________ 3
Глава 1. Методика диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина_____________________________ 4
Глава II. Исследование уровня тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера_________________________________________ 13
Заключение___________________________________________ 19
Список литературы___________________________________ 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психодиагностике.docx

— 73.11 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психодиагностика»

на тему:

«Психодиагностика уровня тревожности 

по методике Спилбергера»»

 

                            Выполнила:

   Студентка  3 курса Воробьева Е.С.

                                                           Научный руководитель:

                                             Пестерева Н. А.

 

 

 

Москва – 2013

Содержание

 

    1. Введение_______________________________________________   3
    2. Глава 1. Методика диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина_____________________________  4
    3. Глава II. Исследование уровня тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера_________________________________________  13
    4. Заключение___________________________________________   19
    5. Список литературы___________________________________  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эмоции, страх и тревожность  являются наиболее опасными из всех отрицательны. Исследования, посвященные страху и тревожности, создают основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.

Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностых образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности , ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.

С возрастом меняются мотивы поведения, отношение к окружающему  миру. В большинстве случаев страхи возникают по вине родителей или  устоявшихся стереотипов. Задача психолога – предупредить возможность их появления и оградить тревожных от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или чрезмерной опекой.

В контрольной работе использованы данные диагностического исследования и сделан анализ результатов на уровень тревожности у учащихся 10 класса «Б» МОУ СОШ № 3 г. Сафоново.

 

 

 

 

Глава 1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ Ч. Д. СПИЛБЕРГЕРА, Ю. Л. ХАНИНА

ОПИСАНИЕ

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. 

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

1. Ситуации, представляющие для человека  определенную угрозу или личностно  значимые, вызывают в нем состояние  тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания тревоги  пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды воспринимают  ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается  изменениями в поведении или  же мобилизует защитные механизмы  личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Концепция Спилбергера формировалась  под влиянием психоанализа. В возникновении  тревожности как черты ведущую  роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. 
Первичную оценку автор переводил в процентные показатели, вычисленные отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого, Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). 
Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности. Тест может применяться для исследования лиц старше 16 лет. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест можно использовать для саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Опросник допускает индивидуальное и групповое использование. Текст методики зачитывается или предъявляется испытуемому списком на заранее подготовленных бланках. Продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин.

 

ОБРАБОТКА 

Если  испытуемый ответил меньше чем на 18 вопросов по каждому из вариантов  опросника, то обработка результатов  не имеет вообще смысла. Пользоваться можно и одной и двумя шкалами.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам

PT=Σ1-Σ2+35, где

Σ1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; 

Σ2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1,2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ=Σ1-Σ2+35, где

Σ1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 

Σ2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Для оценки динамики состояния  тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10-15 сек:

В этом случае показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ = Σ1-Σ2+15, где

Σ1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5;

Σ2 — сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя РТ в этом случае лежит в пределах от 5 до 20. 
 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

При анализе результатов  самооценки надо иметь в виду, что  общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:  
— до 30 баллов— низкая тревожность;

— 31—45 баллов — умеренная  тревожность;

— 46 и более баллов —  высокая тревожность.

Ситуативная (реактивная) тревога — это тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется субъективными переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Состояние реактивной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность. Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». 

Личностная  тревога — это тенденция реагировать на эти ситуации появлением различного уровня тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Личностная тревожность это также устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать довольно широкий веер ситуаций как угрожающие (тенденция избегания). Как предрасположенность личностная тревожность актуализируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные с угрозой его престижу, самооценке, его самоуважению и т.д.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень  тревожности естественная и обязательная особенность активной личности. При  этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

  1. ИНСТРУКЦИИ:

Инструкция 1: «Перед Вами ряд утверждений. Внимательно прочитав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий для Вас в данный момент времени. Над утверждениями долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Напротив номера утверждения обведите ту цифру, которая соответствует Вашему выбору».

После того, как испытуемый ответит на первые 20 утверждений (первая часть опросника), ему предлагаются следующие 20 утверждений (вторая часть опросника), дается следующая инструкция:

Инструкция 2: «Перед Вами еще двадцать утверждений. Внимательно прочитав каждое из них, выберите из четырех предлагаемых ответов один, наиболее точно отражающий Ваше состояние и самочувствие обычно. Напротив номера вопроса обведите ту цифру, которая соответствует Вашему выбору. Обратите внимание на то, что варианты предлагаемых Вам ответов отличаются от ответов, предлагавшихся в первых 20 утверждениях. Старайтесь отвечать как можно быстрее, не задумываясь, поскольку, как и в предыдущих утверждениях, правильных или неправильных ответов нет».

Информация о работе Психодиагностика уровня тревожности по методике Спилбергера»