Психоаналитическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:03, доклад

Краткое описание

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.
Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Оглавление

Введение
Топографическая модель уровней сознания.
Структура личности.
Заключение

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 56.32 Кб (Скачать)
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Московский государственный  технический университет радиотехники,

электроники и автоматики"

МГТУ МИРЭА


 

Факультет радиотехнических и телекоммуникационных систем (РТС)

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

Психоаналитическая теория (З.Фрейд)

 

 

 

 

Выполнил: Шеметов В.В

Группа: ВРУ-1-09

Преподаватель: доц. Тихонова С.В

 

 

 

 

Москва 2012

Введение

Психологическое познание столь  же древне, как сам человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.  Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств  личности как систему, выделив в  ней то, что принято называть системообразующим  фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания  этой системы.

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление  о бессознательных психических  процессах и используемых для  их анализа психотерапевтических методах.

Опираясь на собственную  теорию об организации психики и  механизмах её функционирования, Фрейд  разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально  глубокое развитие бессознательных  психических процессов и представление  их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей  психоанализа называют двух ближайших  учеников Фрейда – Карла Густава  Юнга и Альфреда Адлера, которые  отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая  психология и индивидуальная психология соответственно).

З.Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

 

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно  этой модель в  психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы.

Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

 

Структура личности.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго(я) и суперэго(сверх-я). Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке.

 

Из рисунка видно что  сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает  все три уровня.

ИД.

“Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни”

Фрейд предавал огромное значение  этому делению: “здесь начинается психоаналитическая теория”.

Слово “ИД” происходит от латинского “ОНО”, в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты  личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение  энергией. Ид имеет  свое центральное  значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких  либо ограничений, хаотично. Являясь  исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к  напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется  неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго.

 

ЭГО.

(Лат. “ego” – “я”) Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, “ исполнительным органом” личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

Некоторого количества энергии  эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.

 

СУПЕРЭГО.

“Мы хотим сделать предметом  этого исследования Я, наше наисобственнейшее  Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является  
другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"

Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся  личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что  приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой  личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. “Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником”

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также  рассматривать суперэго как индивидуальное отражение “коллективной совести” социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого  поведения,  характерного для этого  периода. Хотя регрессию считают  особым случаем фиксации – задержкой  или остановкой развития на определенной стадии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. Теория  считает поведение  человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических  конфликтов. Также эта теория рассматривает  человека как целое, т.е. с точки  зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа  теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен  к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется  из опыта раннего детства. С его  точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого  человека неглубинные и не затрагивают  изменения структуры личности.

Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, целой социальной философией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. З.Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349 М.

 

  1. З.Фрейд “ Я и ОНО”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психоаналитическая теория