Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:46, реферат
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.
1.Введение………………………………………………..3
2.Что такое бессознательное?.........................................4
3.Бессознательное в структуре личности…………….4
4.Теоретическое обоснование проблемы
бессознательного в психологии……………………...8
5.Бессознательное и архетипы………………………….13
6.Заключение………………………………………………16
7.Список литературы…………………………………….18
к людям, как потребность в любви
от людей, как потребность в независимости
против людей, как потребность во власти.
При стойком
доминировании в поведении
услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
пытающаяся отрешиться от общества
агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Как мы выяснили, в истории психологии было очень много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других. Психоанализ, однажды родившись в результате лечения больных истерией З. Фрейдом, стал главной темой в работах многих ученых.
Бессознательное и архетипы.
Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение - 4 важные функции сознания, влияющие на образ жизни и поведения человека.
К. Юнг разделял на два класса. Первый класс включает в себя индивидуальное бессознательное, второй - коллективное бессознательное. Под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение. Содержания данного типа бессознательного являются индивидуальным достоянием или продуктами инстинктивных процессов, конституирующих личность в целом. Также индивидуальное бессознательное включает в себя, кроме забытых и вытесненных содержаний, еще и содержания творческого характера. Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально. Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельной личности, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных “психических структур” (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Необходимо чувствовать разницу меду архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторую схожесть, все же совершенно различные понятия и требуют четкого разграничения. Инстинктом являются физиологическим побуждением, и постигается он через органы чувств. Архетипы, в отличие от инстинктов, не затрагивают органов чувств человека абсолютно, а проявляют себя через фантазии и обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. В чистом виде архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. В отношении человека архетип выражается через субъективное переживание, и человек воспринимает их посредством символических архетипических образов. Архетипические образы в психике человека обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях, патологических явлениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляют глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, придает человеку некую силу и энергию, которая в несколько раз превосходит его индивидуальное эго.
Далее мы рассмотрим несколько примеров архетипов и архетипических образов.
1.Персона (маска) - наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Помимо этого персона защищает наше внутреннее, личное и ранимое естество от прямых воздействий социальной среды. Цель персоны - произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Иногда человек начинает отожествлять себя с персоной. Как правило, это происходит при очень удачной социальной деятельности. Подобное явление носит крайне отрицательный характер т. к. это приводит к инфляции личности т. е. к разбуханию и отчуждению ее от реальности. Также К. Юнг утверждал, если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным.
Существуют и другие расстройства персоны, которые несколько отличаются от описанного выше. Во-первых, это утрата персоны. Такое расстройство де-лает человека чересчур чувствительным и беззащитным по отношению к лю бым общественным прикосновениям. И, наконец, назовем еще один вид рас-стройства, это регидность персоны. В этом случае персона якобы обладаетизбыточной защищенностью, которая в действительности лишь препятству-ет нормальной приспособляемости, реальной адаптации.
Символ - маска, одежда.
2.Тень - скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства, однако тень представляет собой сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого представления. В результате того, что тень содержит неприятные и неприличные качества личности, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Выражается тень с помощью снов с явно неприличным или криминальным содержанием. Из-за неспособности увидеть свою тень часто у людей в жизни возникают проблемы в общении, страдания. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все то, что он не в силах распознать в себе, он отчетливо видит в другом, и это его, как правило, сильно раздражает. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень является к человеку спроектированной. Это означает, что бессознательное качество самого себя вначале опознается на внешних объектах. Под воздействием спроектированной тени человек может сильно ненавидеть и обвинять других людей, не чувствуя за собой вины. Осознание же своей истинной тени может вызвать замешательство и даже депрессию. Поэтому делать бессознательную тень человека осознанной необходимо мягко и постепенно. Существует еще и так называемая коллективная тень. Она выражается в устойчивой ситуации межнациональных конфликтов. Однако К. Юнг не считал тень исключительно отрицательным архетипом. Напротив, он даже выделял тень положительную. В такой тени заложены положенные бессознательные потенции личности, которые не смогли по некоторым причинам реализоваться в действительности. К. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала.
Символ - Сатана, Гитлер и т.д.
Также нужно отметить, что К. Юнг верил в существование так называемые вещие, предупреждающие сновидения. В этом случае бессознательное на своем образном языке информирует человека о его будущем или о ближайшей смертельной опасности. Здесь также можно привести яркий пример из богатой практики К. Юнга. Речь пойдет об одном его приятеле, который являлся очень рискованным альпинистом-любителем. Однажды этот человек рассказал К. Юнгу свой сон, который сильно встревожил великого психиатра. Он рассказал, что видел, что восходит на очень крутую гору, сначала этот подъем дается очень трудно, а потом легко, он словно взлетал на эту вершину, впадая при этом в сильный экстаз. Однако, добравшись до вершины, он внезапно теряет равновесие, перешагивает через вершину горы и падает в пустоту. На этом его сон обрывается. К. Юнг понял, что бессознательное предупреждало о близкой смерти этого человека в горах. Когда К. Юнг поделился этими мыслями со своим знакомым, что горы будут являться причиной его смерти, то тот не воспринял это всерьез и продолжил свои опасные восхождения. Однако предсказание сновидения сбылось с потрясающей точностью. Полгода спустя, спускаясь с одной очень опасной горы, он в буквальном смысле упал в пустоту, при этом столкнул стоящего под ним горного проводника, потащил его за собой вниз, и оба они разбились насмерть.
Тема бессознательного в аналитической психологии К. Юнга является центральной, но далеко не единственной. К. Юнга также занимал вопрос о различии типов поведения человека. Почему одни пользуются по большей части своим разумом, а другие - чувствами? Почему некоторые люди любят быть на виду и общаться со многими людьми, а другие живут в своей скорлупке, не идут первыми на контакт, любят предаваться мечтам, грезам, несколько отрываясь от реальности? На все эти вопросы отвечает аналитическая психология К. Г. Юнга.
Заключение
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.
З. Фрейд дал мощный толчок к изучению этой темы. Его сексуальная теория и теория М. Клейн актуальны и в наше время. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.
В данной работе
мы постарались дать доступное определение
бессознательных процессов
Список литературы
Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Просвещение, 1975.
Рубенштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Просвещение, 1959
Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. - М.: Прогресс, 1980.
Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: - Ренессанс, 1991.
http://objectiv.narod.ru/
http://referat.mirslovarei.