Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
Цель: изучить влияние стресса на производительность труда.
Задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2) установить специфику влияния стресса на производительность труда рабочих.
Введение………………………………………………………………..........3-4
Глава I. Стресс – необходимость жизни.
1.1 Сущность стресса…………………………………………………….5-7
1.2 Стресс и дистресс……………………………………………………....8
1.3 Понятие о профессиональном стрессе. Стрессовые сценарии…..9-10
1.4 Управление стрессами………………………………………………..11
1.5 Здоровый образ жизни и его влияние на стресс………………...12-13
Глава II. Производительность труда.
2.1 Понятие производительности труда………………………………....14
2.2 Факторы и условия изменения производительности труда…….15-17
2.3 Мероприятия по устранению негативных факторов, влияющих на уровень стресса, производительность труда……………………………18-19
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………….....21
- недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику предоставляется возможность продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;
- недостаточно ясное понимание работником своей роли на производстве;
- неучастие работников в управлении фирмой.
Поскольку стрессы в нашей жизни неизбежны, то необходимо управлять ими. Существует несколько способов адаптации человека стрессом. Первый – на уровне организации, в результате изменения в политике, структуре производства, выработке требований к сотрудникам. Такие изменения устраняют источник стрессовых ситуаций. Второй – на уровне отдельной личности. Необходимо успеть справляться со стрессом индивидуально, используя специальные программы. Такие программы включают медитацию, тренинг, упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы.[16, с. 428]
1.5 Здоровый образ жизни и его влияние на стресс.
Стресс и конфликтность человека зависят от состояния здоровья. Если человек болен, ему труднее противостоять стрессу, он становится более чувствительным по отношению к окружающим. Поэтому поддержание хорошего здоровья не только физического и психического – одно из важных средств профилактики конфликтов. Существует много способов, приёмов восстановления здоровья.
Треть всей жизни человек тратит на сон. Значит важно обеспечение здорового сна. Перед сном проветрить помещение, прогулка 2 часа, избегать высокой интеллектуальной нагрузки, спать на жёсткой постели.
Наш организм на 65% состоит из воды. Поэтому состояние воды сказывается на работе нашего организма. Вода нуждается в очистке с использованием фильтров.
Большое влияние на здоровье оказывает воздух, который мы вдыхаем. В настоящее время появилась возможность очищать воздух дома и на работе.
Физическая культура оказывает большое влияние не только на здоровье человека, но и на психическое состояние. Если человек часто испытывает стресс, то хорошим средством могут стать физические нагрузки.
Неестественность среды обитания человека усилилась, что является причиной стресса. Для профилактики надо приблизить среду обитания к естественной.
80% информации человек получает зрением. Звуковая информация тоже оказывает влияние на психическое состояние. Необходимо избегать воздействия громких звуков.
Изменилось питание. Оздоровить его – это сделать умеренным, разнообразным, богатым витаминами. Сбалансированное питание оказывает заметное влияние на состояние здоровья и стрессоустойчивость.
Нездоровый образ жизни и заражённая среда обитания приводят к зашлакованности организма. Поэтому очищение от шлаков – важное условие сохранения здоровья. Укрепляется жизненный тонус, улучшается настроение, повышается устойчивость в конфликтных ситуациях. Стресс может привести и к потере веса. Потоотделение приводит к потере тепла и нарушению теплообмена. При стрессе нарушается выработка половых гормонов, что может привести к импотенции.
Иногда стресс благоприятен. Добавляет интерес к жизни, помогает быстрее думать, интенсивно действовать. Но когда переходит границы оптимального уровня, он истощает психическую энергию, нарушает деятельность.[6, с. 115 ]
Исходя из теоретического анализа литературы, следует, что стресс сопровождает человека в течение всей жизни. Каждый человек переживает стресс. Это зависит от силы длительности воздействия стресс- фактора, чувствительности к влиянию неблагоприятных условий.
Таким образом, поскольку стресс принимает самые разные формы и обрушивается на человека самым неожиданным образом, необходимо как можно больше знать о себе и уметь помочь.
Глава II. Производительность труда.
2.1 Понятие производительности труда.
Производительность труда – это количество продукции, произведённой работником за единицу времени ( час, смену, месяц, год) , или количество времени, которое затрачено на производство единицы продукции.
В основе производительности труда лежит экономическая категория, называемая производительной силой труда. Этот термин и понятие были сформулированы в свое время К. Марксом. Под производительной силой труда понимается потенциальная возможность выпуска определенного количества продукции или производства объема работ в единицу непосредственно затраченного рабочего времени. Отсюда следует, что производительная сила труда влияет на производительность живого, т. е. совершаемого в данный период времени труда. Величина производительной силы труда зависит от уровня технической вооруженности производства, применения в производстве достижений науки и энерговооруженного труда. Второй фактор, определяющий производительную силу труда - уровень профессиональной подготовки работников. Само по себе техническое оснащение производства и высокий уровень технологии не дадут ожидаемых результатов, если работники не будут иметь надлежащей квалификации.
Являясь основой производительности труда, производительная сила труда не тождественная ей: реальная производительность труда зависит от двух важнейших факторов – интенсивности труда и использования номинального фонда рабочего времени.
Повышение производительности труда – один из экономических законов, присущих каждой общественно- экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление товаров и продуктов. По мере накопления опыта людьми происходит последовательное повышение производительности труда. [7, с. 91]
2.2 Факторы и условия изменения производительности труда.
Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно изменяется под воздействием множества причин и факторов. Одни из них способствуют повышению производительности труда, другие могут вызывать ее снижение. Кроме того, на уровень и динамику производительности труда влияют также условия, в которых протекает процесс труда. Условия либо усиливают действие того или иного фактора, если они благоприятны, либо ослабляют его. Например, природно-климатические условия существенно влияют на результаты труда и его производительность в сельском хозяйстве. Общественные условия, связанные с формами собственности на средства производства и с производственными отношениями, также могут при прочих равных условиях оказать значительное воздействие на производительность труда.
На уровень и динамику производительности труда влияет множество факторов. Факторами называются движущие силы или причины, под воздействием которых изменяется производительность труда. Одни из них способствуют ее повышению, другие могут вызвать снижение.
Рассматривая факторы на уровне отдельного предприятия или организации, все их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы включают уровень технической вооруженности предприятия, эффективность применяемой технологии, энерговооруженность труда, организацию труда и производства, действенности применяемых систем стимулирования, обучение кадров и повышение квалификации, улучшение структуры кадров и т. п., т. е. все зависящее от коллектива самого предприятия и его руководителей. К внешним факторам следует отнести: изменения ассортимента продукции и ее трудоемкости в связи с изменениями государственных заказов или спроса и предложения на рынке; социально-экономические условия в обществе и регионе; уровень кооперации с другими предприятиями; надежность материально-технического снабжения, природные условия и т. п.
По своему внутреннему содержанию и сущности все факторы принято объединить в три основные группы: материально-технические, организационные и социально-экономические факторы.
К организационным факторам роста производительности труда относится организация производства на уровне предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом. Особое место среди организационных факторов занимает организация труда. Она тесно связана с организацией производства и включает следующие направления:
1) рациональное разделение категориями, группами работающих и отдельными исполнениями;
2) организацию и обслуживание рабочих мест;
3) улучшение санитарно-гигиенических условий труда с доведением их до комфортных, устранение всякого рода производственных вредностей и опасностей;
4) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
5) изучение и системное распространение передовых приемов и методов труда;
6) организацию рациональных, научно обоснованных режимов и отдыха;
7) укрепление трудовой и производственной дисциплины.
Все организационные факторы тесно связаны друг с другом и представляют собой единую систему организации производства, труда и управления. Неполное их применение, наличие различных организационных недостатков отражаются в основном на использовании рабочего времени и через этот экстенсивный показатель влияют на производительность труда. Все потери рабочего времени, вызванные недостатками в организации труда и производства, при прочих равных условиях почти прямо пропорционально снижают производительность труда, а сокращение потерь обеспечивает ее рост.[4, с. 453]
Важнейшими социально-экономическими факторами, влияющими на производительность труда, являются:
- материальная и моральная заинтересованность в результате труда, как индивидуальная, так и коллективная;
- уровень квалификации работников, качество их профессиональной подготовки и общий культурно-технический уровень;
- отношение к труду, трудовая дисциплина и внутренняя самодисциплина, основанные на интересах и воспитании;
- изменение форм собственности на средства производства и результата труда;
- демократизация политической и производственной жизни и развитие на этой основе самоуправления трудовыми коллективами в условиях различных форм собственности на средства производства.
Материальная и моральная заинтересованность работников в результатах труда как фактор повышения его производительности действует в различных направлениях. Наиболее коротким и доступным путем является повышение интенсивности труда. Она дает немедленный и очевидный результат. [5, с. 75]
2.3 Мероприятия по устранению негативных факторов, влияющих на уровень стресса, производительность труда.
· Проведение с руководящим персоналом серии занятий и тренингов по выбору тактики руководства своим подразделением.
· Руководство с помощью власти полномочий. Руководитель может действовать с помощью силы своих полномочий, но этот вид власти обычно приносит в организацию проблемы. Одна из них - текучесть кадров. Можно выделить два вида текучести кадров - физическую и умственную. Физическая текучесть охватывает тех служащих, которые покидают организацию и уходят. Умственная текучесть кадров возникает у тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее. Этот вид текучести кадров не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда. Служащие демонстрируют пассивное сопротивление, они присутствуют физически, но умственно отсутствуют. Они редко основательно работают в течение дня, делая лишь самое необходимое, или хуже того, работая недостаточно качественно.
· Руководство с помощью власти авторитета. Успешные руководители умеют устанавливать хорошие, позитивные связи с другими. К ним дружески относятся их начальники, подчиненные и коллеги. Они знают, как ладить с другими, не забывая об интересах организации. Они в полной мере сохраняют независимость, когда общаются с другими по поводу принятия решений, приветствуют предложения, но не идут у них на поводу. Они уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Им редко приходится заставлять других работать. У таких руководителей есть представление о том, чего должно добиться предприятие или группа. Они придерживаются этого представления, умеют найти подходящие предложения у подчиненных и других людей и затем стимулировать их для реализации этих предложении. Такие руководители нанимают лучших профессионалов, каких они могут найти, и обычно дают им максимум свободы для выполнения своих обязанностей. Они знают, что вместо того, чтобы входить во все детали их работы, лучше проявлять интерес и разрешать им показывать свою работу. Они устанавливают высоко эффективную систему вознаграждений, чтобы побуждать людей делать все возможное для организации. Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации, короче говоря, они культивируют особую, позитивную связь с организацией на протяжении длительного времени.