Производительность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние стресса на производительность труда.
Задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2) установить специфику влияния стресса на производительность труда рабочих.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..........3-4
Глава I. Стресс – необходимость жизни.
1.1 Сущность стресса…………………………………………………….5-7
1.2 Стресс и дистресс……………………………………………………....8
1.3 Понятие о профессиональном стрессе. Стрессовые сценарии…..9-10
1.4 Управление стрессами………………………………………………..11
1.5 Здоровый образ жизни и его влияние на стресс………………...12-13
Глава II. Производительность труда.
2.1 Понятие производительности труда………………………………....14
2.2 Факторы и условия изменения производительности труда…….15-17
2.3 Мероприятия по устранению негативных факторов, влияющих на уровень стресса, производительность труда……………………………18-19
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

Курсовик Ига.doc

— 96.39 Кб (Скачать)


                                   Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………..........3-4

Глава I. Стресс – необходимость жизни.

1.1 Сущность стресса…………………………………………………….5-7

1.2 Стресс и дистресс……………………………………………………....8

1.3 Понятие о профессиональном стрессе. Стрессовые сценарии…..9-10

1.4 Управление стрессами………………………………………………..11

1.5 Здоровый образ жизни и его влияние на стресс………………...12-13

Глава II. Производительность труда.

2.1 Понятие производительности труда………………………………....14

2.2 Факторы и условия изменения производительности труда…….15-17

2.3 Мероприятия по устранению негативных факторов, влияющих на уровень стресса, производительность труда……………………………18-19

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

 

Актуальность темы. Проблема стресса остро заявила о себе именно в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире и на современном производстве часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию, вызванную физиологическим механизмом стресса. И тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизм дистресса.

На производстве проблема стресса встаёт остро - это и ущемление работников в справедливой оплате труда, несправедливые претензии руководства, неспособность контролировать себя, повышенная конфликтность, неумение тактично отказать в чём-либо и т.д.

Выделяют две основные линии интерпретации понятия “стресс в труде”: в узком смысле стресс – это завышенные требования среды, т.е.перегрузка, сверхстимуляция и т.д.; в широком смысле стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений “человек - среда” , которая включает связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде.

Проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы бороться со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижения вероятности перерастания стресса в дистресс.

Проблему стресса  подробно изучал Г.Селье в своей книге “Стресс без дистресса”.

Стресс в жизни и на производстве был описан в работах Ж.Годфруа, К.Верджинии, А.Д.Столяренко, Самоукиной и других.

 

Цель: изучить влияние стресса на производительность труда.

 

Предмет: стресс, производительность труда.

 

Объект: рабочие ЦБК в количестве 15 человек.

 

Гипотеза: у людей, находящихся в состоянии стресса может быть низкая производительность труда.

 

Задачи:

           1) провести теоретический анализ литературы по проблеме.

           2) установить специфику влияния стресса на производительность труда рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Стресс – необходимость жизни.

1.1 Сущность стресса.

Жизнь состоит из разных событий, некоторые из них приятные, другие неприятные. Стресс – это напряжённое состояние человека, возникающее при воздействии факторов внешней среды. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. По Селье стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование.

Известно множество ситуаций, порождающих стресс. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением органазма. Он назвал этот комплекс реакцией общим синдромом адаптации и описал 3 этапа этого синдрома.

Первый этап – реакция тревоги.

Для него характерны физиологические изменения, приводящие к беспокойству. Если эта ситуация затягивается, то создаётся впечатление, что организм возвратился к своему нормальному состоянию. Это фаза сопротивления. Внешне организм остаётся в норме, но продолжает расходовать имеющиеся резервы. Но резервы не безграничны, и если стресс продолжается, то они начинают уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая к нервным срывам, а то и к смерти.   [ 2, с. 261  ]

Причинами возникновения стресса является недостаточность средств выполнения деятельности и сомнительность достижения желаемого результата.

Факторы, сопровождающие стресс:

1) стресс подкрадывается незаметно

2) контроль ситуации

3) действия вопреки предпочтения.

Признаки стресса: вспотевшие ладони, частое серцебиение, прошибает пот, сводит желудок, пересыхает во рту, трудно глотать, перехватывает дыхание, лицо краснеет или бледнеет, зрачки расширяются, возрастает кровяное давление, мышцы напряжены, нарушен сон. [14 ,с. 485]

Стресс – это естественная и неизбежная особенность жизни. Он может способствовать мобилизации человека, а может нарушить качество жизни.

Различают физиологический и психологический стресс. Психологический бывает информационным и эмоциональным. Эмоциональный стресс – это состояние эмоционального переживания человека в конфликтных жизненных ситуациях. Человек переживает эмоциональный стресс более остро, он разрушает глубинные установки и ценности. Возникает он при переживаниях опасности, вины, гнева, обиды. В зависимости от индивидуальных особенностей человека по – разному реализует стресс. Одни становятся легко возбудимыми, суетятся, много говорят. Другие – замедляются, впадают в состояние эмоционального ступора, замолкают. Человек, находящийся в состоянии стресса чаще способен пойти на конфликт. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса  является важным условием профилактики конфликтов. [15, с. 45]

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться, успокоиться. Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком. Самым сильным успокаивающим фактором является время. Оно заглушает все обиды. Одним из мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг – особая методика самовнушения на фоне мышечного расслабления.

Первая помощь в острой стрессовой ситуации:

1) не следует принимать никаких решений;

2) сосчитать до 10;

3) заняться своим дыханием, сосредоточившись на ощущениях;

4) обязательно смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой;

5) в помещении попереводить взгляд с одного предмета на другой;

6) посмотреть в окно, успокоиться;

7) набрать воды в стакан, выпить.

В день, когда произошла стрессовая ситуация, необходимо заняться простым видом деятельности: постирать, помыть, заняться спортом, послушать музыку, почитать, погулять. Некоторым, чтобы выйти из стресса, надо выговориться с друзьями, соседями.[3, с. 124]

Советы, помогающие справиться со стрессом:

1) знать свои сильные стороны;

2) стремиться получить поощрения;

3) уравновесить предпочтения;

4) принять конфликт как неизбежность.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Стресс и дистресс.

Разница между стрессом и дистрессом существует. Стресс как напряжение, мобилизирующее усилия по достижению жизненных целей.

Дистресс представляет собой перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизирующее поведение. Как показывают многочисленные исследования, стресс необходим, он “связан с любой деятельностью, избежать его лишь тот, кто ничего не делает.”

Необходимо избегать дистресса или суметь ему противостоять,  или суметь ему противостоять. К симптомам дистресса относят: депрессию, нервозность, негативные эмоции, чувства одиночества. Значительная часть причин дистресса коренится в рабочей ситуации, связана с выполнением профессиональной деятельности. Немецкие психологи рассмотрели взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе неё страхами работников. Они выделяют страх не справиться с работой, страх допустить ошибку, страх потерять работу. [8, с. 284]

Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге значительное место. Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе – дистресс: “ Главный источник дистресса – в неудовлетворённости жизнью, неуважении к своим занятиям …” [10,с. 231]

Таким образом, оптимизм стресса поддерживает нашу активность, однако чрезмерный его уровень вызывает дистресс, дезорганизуя поведение. В попытках его стабилизации мы обращаемся к поиску путей противостояния дистрессу.

 

 

 

 

 

1.3 Понятие о профессиональном стрессе. Стрессовые сценарии.

Профессиональный стресс – это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

У каждого работника своя форма в стрессовом состоянии. Одни “стрессуют” чуть ли не в каждый день, другие – несколько раз в год, но сильно.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя, на окружающих стрессовый сценарий “ запускается” почти автоматически. Достаточно нарушения условий профессиональной деятельности, как против воли человека “ включается” стрессовый механизм, человек начинает конфликтовать по мелкой причине. У него искажается восприятие сотрудников и других деталей на которые раньше не обращал внимание.

В условиях профессионального стресса работник должен научиться регулировать своё собственное состояние. Необходимо освоить психотехнику саморегуляции, чтобы суметь вовремя затормозить внутренние взрывы, сдержаться, проявить терпение, сохранить самообладание.

Существуют следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса:

1) полезно наблюдать за самим собой;

2) искать способы остановки самого себя;

3) перевести свою энергию в другую форму деятельности;

4) серьёзно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. [12, с. 186] 

 

  Факторы, способствующие возникновению связанного с работой стресса:

Исследователи группируют причины связанного с работой стресса следующим образом:

1) исключенность из процесса принятия решений и отсюда — ощущение отсутствия контроля над работой;

2) плохие коммуникации при недостаточной обратной связи или ее полном отсутствии в отношении результатов работы;

3) повсеместная неясность относительно распределения ролей;

4) ощущение несправедливости системы вознаграждений;

5) отсутствие гарантии сохранения рабочего места;

6) сложность адаптации к новой технологии;

7) хроническая недоработка или переработка;

8) сменная работа;

9) неприятная или враждебная рабочая среда;

10) негативная социальная среда;

11) ответственность за принятие решений, касающихся жизни и смерти.

Хотя каждому из этих факторов уделялось значительное внимание в литературе по управлению стрессом, необходимо подчеркнуть то, что индивиды по-разному реагируют на те же самые стимулы или стрессовые факторы. Обязанность менеджмента — быть в курсе этих факторов, знать, существуют ли они внутри их собственных организаций и каково влияние, которое они оказывают на сотрудников.[9, с. 58]

 

 

 

 

 

 

1.4 Управление стрессами.

Стресс – это явление часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создаёт проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. Под стрессом понимают комплекс физических, химических и психологических реакций человека на стимулы или стрессоры в окружающей обстановке.

Состояние стресса может быть вызвано совокупностью физических и психологических факторов, то есть стрессорами. Примерами стрессовых факторов, ведущих к возникновению стрессовых ситуаций, являются:

Информация о работе Производительность труда