Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности педагогического мышления, и рассмотреть пути его развития.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты профессионального мышления педагога
2. Рассмотреть пути развития профессионального мышления педагога

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Цель работы.....……………………………………………………………….4
Задачи………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 5
1.1. Основы формирования культуры профессионального мышления 5
1.2. Особенности профессионального педагогического мышления 6
1.3. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии 8
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 12
2.1. Развитие профессионального мышления педагога 12
2.2. Формирование культуры профессионального мышления будущего учителя 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Выводы выполненной работы………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Профессиональное мышление педагога и пути его развития..doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Целенаправленное  формирование культуры профессионального мышления может быть следствием образовательного процесса по организации мыслительной деятельности в процессе профессиональной подготовки, что привело нас к необходимости создания модели формирования культуры профессионального мышления студентов педагогического вуза [3 c. 156-159].

     Дидактическая модель формирования культуры профессионального мышления студентов педагогического вуза (схема 1-2) основывается на системном подходе, что требует отбора средств, обеспечивающих ее реализацию. Модель формирования культуры профессионального мышления студентов педагогического вуза обеспечивает формирование всех компонентов трех составляющих культуры профессионального мышления, а именно личностной,   профессиональной,   социально-культурной  и включает целевые установки, задачи, принципы организации деятельности педагога и студента, методы, критерии оценки уровня сформированности культуры профессионального мышления, диагностику с учетом самооценки и результат.

     Социокультурные нормы, подразумевающие знание требований, обычаев, традиций, норм профессиональной культуры, относятся к личности студента в целом и могут, на наш взгляд, отражать целостность культуры профессионального мышления. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 1. Модель формирования культуры профессионального мышления студентов     педагогического вуза

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 2. Критерии уровня сформированности культуры профессионального мышления студентов педагогического вуза

     Изучение  литературы, посвященной проблеме формирования культуры профессионального мышления (А.В.Вильвовская, Л.А.Волович, С.Ф.Мустафина, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов), показало, что процесс формирования культуры профессионального мышления  должен опираться на следующие принципы организации деятельности педагога и студентов: принцип мотивационного обеспечения учебного процесса; принцип гуманистической направленности педагогического процесса;  принцип связи с жизнью и практикой; принцип связи профессиональной деятельности и личностной культуры педагога; принцип профессиональной направленности.

     Принцип мотивационного обеспечения учебного процесса подразумевает необходимость целенаправленного формирования у студентов мотивации, направленной на осознание решения профессиональных задач.

     Принцип гуманистической направленности педагогического процесса выражает необходимость формирования у будущих учителей понимания сочетания целей общества и личности, значения человеческих ценностей в современном мире.

     Принцип связи с жизнью и практикой предполагает соотнесение содержания образования, условий формирования культуры профессионального мышления будущих учителей с преобразованиями в сфере образования в условиях её модернизации.

     Принцип связи профессиональной деятельности и личностной культуры педагога предусматривает необходимость органического сочетания высокого профессионализма педагогической деятельности педагога и его личностной культуры в процессе формирования культуры профессионального мышления будущих учителей, выражающегося в сочетании профессионально-значимых качеств педагога (педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт) и личностных свойств педагога (вежливость, воспитанность, гражданственность, гуманность, деловитость, доброжелательность, логичность,   порядочность,   педагогическую  эрудицию, чувство собственного достоинства и т.д.).

     Принцип профессиональной направленности рассматривает в качестве основного мотива истинно педагогической направленности личности будущего учителя интерес к содержанию педагогической деятельности.

     Заключение

     Как показывают психологические исследования, осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима для  человека и выполняется им продолжительное  время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. Каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека его мышление. Профессиональные стереотипы свойственны педагогам. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Профессиональная роль педагога влияет на личность, предъявляя к человеку определённые требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определённый склад мышления и стиль общения. На профессиональное мышление педагога влияют особенности профессиональной деятельности. Требования профессии вырабатывают у педагогов: самообладание, наблюдательность, критичность и аналитичность мышления. Дополнительными факторами являются хорошо развитая устная речь, письменная речь, умение объяснить, набор навыков самообучения.

     Творческое  педагогическое мышление - это высший познавательный процесс поиска, обнаружения  и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога, протекающий на высшем иерархически организованном уровне (надситуативном уровне) и характеризующийся параметрами: "открытость" педагога внешнему миру; способность к "выходу за пределы" исходного уровня психического обеспечения деятельности.

     Понятие «культура профессионального мышления учителя» рассматривается нами как системное образование, включающее в себя совокупность мотивационно-потребностных установок, профессионально-ценностных, позиционно-системных ориентаций, аналитико-рефлексивных умений и интегративных характеристик мышления, которые развиваются в процессе профессиональной подготовки и педагогической  деятельности.

     Выводы выполненной работы:

     1. Творческое педагогическое мышление  есть сложная способность, включающая  дивергентные и конвергентные  компоненты мышления, связанная  с чертами личности, обуславливающими продуктивность познавательной деятельности в целом.

     2. Профессиональное мышление педагога, достигая высшего иерархического  уровня (уровня обнаружения надситуативной  проблемности), характеризуется творческими  особенностями: "открытость", "выход за пределы".

     3. Надситуативный уровень профессионального  педагогического мышления имеет  следующие особенности: абстрактность,  быстрая обучаемость, развитое  воображение, высокий творческий  потенциал, стремление к преодолению  стереотипов, что позволяет говорить о творческом характере надситуативного уровня профессионального педагогического мышления.

     4. Надситуативный уровень профессионального  педагогического мышления связан  с преобладанием следующих терминальных  ценностей: креативность, активные социальные контакты, развитие себя.

     5. Положительные изменения личностных  качеств при переходе с ситуативного  уровня на надситуативный уровень  мышления есть конкретная реализация  в мышлении, включенном в практическую  деятельность, показателей творчества.

     6. Создание целенаправленной системы  проблемных, творческих задач, специальных  упражнений для развития дивергентного  мышления будет способствовать  формированию творческого педагогического  мышления.

     Список  литературы

  1. Беляева Е.В. Культура профессионального мышления учителя / Е.В.Беляева // Приложение «Среднее профессиональное образование». – 2006. - №10. – С.15-19.
  2. Беляева Е.В. Управление развитием культуры профессионального мышления студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности / Е.В.Беляева // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. 2004. – С.22-25.
  3. Беляева Е.В. Мониторинг культуры профессионального мышления студентов педагогического вуза / Е.В.Беляева // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г. С.156-159.
  4. Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
  5. Журавлев В.Н. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность 1999 г.: В. 2-х ч. Ч. 1. НИЦ БиГПИ, 1999.
  6. Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.
  7. Коточигова Е.В. Осознание противоречия как условие развития педагогического мышления // Исследование педагогического мышления. Сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 2003. С.73 - 78.

Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития