Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности педагогического мышления, и рассмотреть пути его развития.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты профессионального мышления педагога
2. Рассмотреть пути развития профессионального мышления педагога

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Цель работы.....……………………………………………………………….4
Задачи………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 5
1.1. Основы формирования культуры профессионального мышления 5
1.2. Особенности профессионального педагогического мышления 6
1.3. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии 8
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 12
2.1. Развитие профессионального мышления педагога 12
2.2. Формирование культуры профессионального мышления будущего учителя 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Выводы выполненной работы………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Профессиональное мышление педагога и пути его развития..doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Первый  параметр - "открытость" человека внешнему миру. Этот способ связи творческого  человека с миром объединяет такие  характеристики продуктивных процессов, как исследовательская (познавательная, поисковая) активность и инициатива субъекта, его впечатлительность, восприимчивость, "изощренное чутье" (М.С. Бернштейн, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев).

     Второй  параметр - "выход за пределы". Суть его состоит в преобразовании ситуации, в подключении (или специальном формировании) новых "пластов", "планов" психической организации субъекта. В результате продуктивный процесс становится многомерным, гибким (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская).

     Согласно  подходу М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, существуют ситуативный и надситуативный уровни педагогического мышления. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей можно выделить основные критерии сформированности педагогического мышления: профессиональная эффективность, профессиональная результативность, профессиональная продуктивность и, высший уровень - профессиональная зрелость.

     Профессиональная  зрелость свидетельствует о возможности  учителя адекватно познавать  и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации. Оптимальность педагогического решения включает в себя правильность, экономичность, оперативность, креативность.

     Креативность  понимается как творческие возможности (способности) педагога, которые проявляются  в мышлении.

     Таким образом, креативность наиболее ярко проявляется лишь на "высоких" уровнях становления педагогического мышления.

     В наибольшей степени творчество присутствует при функционировании педагогического  профессионального мышления на надситуативном уровне. У ситуативно мыслящих учителей творчество практически отсутствует [9 c. 61].

     Анализ  различных подходов к определению  творческого мышления позволяет  выделить три основных:

     1. Определения, опирающиеся на новизну  как критерий творчества, в которых  подчеркивается продуцирование чего - то нового.

     2. Определения, включающие процесс. 

     3. Подход с позиций умственных  способностей.

     Основываясь на выделенных подходах, сформулируем следующие определения творческого  педагогического мышления.

     С позиций первого подхода: творческое педагогическое мышление - вид практического мышления, характеризующийся созданием нового продукта:

     а) в педагогической деятельности - новые  способы изучения учащихся, создание новых диагностирующих приемов, новых методов обучения;

     б) в педагогическом общении - поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.;

     в) в сфере личности - определение  индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

     Во  втором случае - творческое педагогическое мышление - это высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога, протекающей на высшем иерархически организованном уровне ("уровне ведущих идей", "надситуативном уровне") и характеризующейся параметрами: "открытость" педагога внешнему миру, способность к "выходу за пределы" исходного уровня психического обеспечения деятельности. Умение устанавливать надситуативную проблемность влияет на личностное развитие педагога [6 c. 115-116].

     С позиций умственных способностей - творческое педагогическое мышление - это сложная способность, включающая в себя как конвергентную, так и дивергентную составляющую, чувствительность к проблемам и способность к переопределению.

     Переопределение - умение изменить намеченный путь решения  задачи, если он не удовлетворяет тем  условиям, которые вычленяются в  процессе решения и не могут быть учтены с самого начала.

     Итак, нами были изучены имеющиеся в  литературе данные о творческом педагогическом мышлении. Творческое педагогическое мышление есть сложное интегральное образование, требующее соответствующих  методов его изучения.

     Глава 2. Пути развития профессионального мышления педагога

     2.1. Развитие профессионального мышления педагога

     Сложившаяся система профессиональной подготовки педагогов направлена на становление не специалиста-профессионала как субъекта деятельности, а исполнителя, транслирующего определенный объем знаний. Сегодня студент педагогического учебного заведения получает подготовку педагога-предметника. Чаще всего его рассматривают как объект педагогических воздействий преподавателя.

     Профессиональное обучение строится на трансляции готовых знаний и умений, готовой информации на основе объяснительно-иллюстративного метода. Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, репродуктивное воспроизведение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам.

     Обеспечение на таком уровне реализации познания формирует и фиксирует стереотипы профессионального мышления, которые становятся тормозом в использовании новых технологий образования, технологизации образовательного процесса (В.В. Давыдов, B.C. Безрукова, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Лернер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Петровский). Педагог со стереотипным мышлением создает неразвивающие и неразвивающиеся педагогические процессы, которые губят природу человека, его экологию, противоестественны развивающейся личности.

     Чем раньше молодой специалист займет активную позицию, тем раньше сформирует в себе необходимые профессиональные качества. Но сама система подготовки специалиста является тормозом для этого процесса, и переход объекта на стадию активного субъекта практически невозможен в рамках традиционных форм и методов обучения.

     Недостаточная разработанность проблемы развития профессионально-педагогического мышления при ее несомненной значимости обусловили необходимость создания методической системы, позволяющей с достаточной степенью эффективности управлять вышеозначенным процессом.

     Профессионально-педагогическое мышление - это интегральное, многоуровневое отражение и преобразование в обобщенном виде объективных характеристик педагогического процесса, детерминируемых его целями и задачами, личностными особенностями его участников. Управление профессионализацией мышления, на наш взгляд, возможно через выделение основных функций профессионально-педагогического мышления.

     Так, познавательная функция профессионально-педагогического мышления обеспечивает связь между внешней средой, интеллектом, эмоциями, действиями через определение необходимости и достаточности объема информации, на основе чего строится оценка ситуации, принятие решения, самооценка, выполнение профессиональных действий.

     Рефлексивная функция позволяет оценить собственный уровень развития интеллекта, сформированность и адекватность эмоций, осознанность мотивации, обеспечивает постановку цели и контроль за ее достижением. Эмпатийная функция профессионально-педагогического мышления позволяет адекватно воспринимать партнеров по взаимодействию, понять состояние другого человека. Познавательная, рефлексивная и эмпатийная функции составляют оперативный уровень профессионально-педагогического мышления, обеспечивают сиюминутную деятельность педагога.

     На втором, более высоком уровне функционирования профессионально-педагогического мышления — тактическом — решаются задачи прогнозирования, конструирования, регуляции педагогической деятельности. Прогностическая функция позволяет определить цели разного уровня, конструировать, моделировать педагогический процесс, выбирать и оценивать эффективность педагогических технологий, предвидеть результаты отношений с учениками, другими участниками педагогического процесса. Регулятивная функция обеспечивает внесение корректив в деятельность и поведение педагога на основе сложного анализа функций оперативного уровня, в соответствии с целями разных уровней.

     На стратегическом уровне функционирует методологическое мышление, которое обеспечивает целеполагание, регуляцию, конструирование педагогического процесса и отношений его участников с учетом определенной педагогической концепции, мировоззрения педагога. Данная функция профессионально-педагогического мышления позволяет на более высоком уровне действовать оперативному мышлению, т.к. в основе выбора и анализа информации, оценки ситуации, мотивации, целеосмысления лежат концептуальные положения.

     Управление развитием профессионально-педагогического мышления возможно в рамках предлагаемой методической системы, в которой формирование профессионально-педагогического мышления - это предполагаемый результат обучения, т.е. цель. В то же время через предметный аспект педагогического мышления формируется социокультурный опыт личности, целостный образ формирования профессиональной деятельности; через качественный аспект — потребность в непрерывном образовании, в личностном развитии как собственном, так и своих воспитанников.

     В этом случае профессионально-педагогическое мышление выступает как средство образовательного процесса. Следовательно, при реализации профессионального обучения формирование профессионально-педагогического мышления выступает как цель, средство и результат образовательного процесса. Если профессионально-педагогическое мышление через познавательную, рефлексивную и эмпатийную функции обуславливает выбор педагогической позиции (субъект-объектную или субъект-субъектную), а через методологическую функцию — формирование собственной образовательной концепции педагога, то закономерным будет утверждение, что реализация личностно ориентированной парадигмы образования зависит от уровня сформированное профессионально-педагогического мышления [5 c. 78].

     2.2. Формирование культуры  профессионального мышления будущего учителя

     Для формирования культуры профессионального  мышления будущего учителя необходимы определенные дидактические механизмы, особая организация педагогического процесса, специальное педагогическое воздействие и управление.

     Теоретическим основанием для определения дидактических механизмов формирования культуры профессионального мышления в процессе профессионального образования являются структура и свойства культуры профессионального мышления. В качестве дидактических механизмов определены:

     введение  в образовательный процесс педагогического  целеполагания формирования культуры профессионального мышления;

     включение в структуру учебных занятий  проблемно-поисковых методов обучения, моделей педагогических ситуаций, прогнозирование  возможных трудностей и путей их разрешения – как средств активизации профессионального мышления будущих учителей;

     развитие  образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений [2 c. 22-25].

     Для введения в образовательный процесс  педагогического целеполагания формирования культуры профессионального мышления необходимо:

     определение показателей формирования культуры профессионального мышления;

     разработка  системы мониторинга процесса формирования культуры профессионального мышления, для чего необходимо подобрать ориентированные на структуру культуры профессионального мышления технологии диагностирования;

     нацеленность  всего процесса профессионального  образования на формирование культуры профессионального мышления в течении  всей профессиональной подготовки будущего учителя.

     Для формирования культуры профессионального  мышления на основе субъект-субъектных отношений необходимы:

     опора на способность, возможности, стремления студентов, которые являются предпосылками  и движущей силой формирования культуры профессионального мышления;

     сотрудничество  с педагогами и коллегами по профессиональной подготовке (студентами группы, вуза);

     самостоятельная деятельность студентов по формированию культуры профессионального мышления.

Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития