Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности педагогического мышления, и рассмотреть пути его развития.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты профессионального мышления педагога
2. Рассмотреть пути развития профессионального мышления педагога

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Цель работы.....……………………………………………………………….4
Задачи………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 5
1.1. Основы формирования культуры профессионального мышления 5
1.2. Особенности профессионального педагогического мышления 6
1.3. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии 8
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА 12
2.1. Развитие профессионального мышления педагога 12
2.2. Формирование культуры профессионального мышления будущего учителя 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Выводы выполненной работы………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Профессиональное мышление педагога и пути его развития..doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Современные социокультурные преобразования обусловливают необходимость нового подхода к оценке уровня профессиональной подготовки школьных педагогов. Он предусматривает развитие у учителя культуры мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, что, в свою очередь, служит признаками высокого профессионального мастерства.  

     Культура  профессионального мышления занимает особое место среди других характеристик  культурного человека, предполагая особую познавательную активность, инициируемую ценностной позицией, ответственного за обогащение, расширение социокультурного пространства и заботящегося о реализации собственного личностного потенциала.

     Проблема  развития мышления получила освещение  еще в наследии античных философов – Аристотеля, Демокрита,  Парменида, Сократа, Эпикура.

     Различные аспекты развития культуры мышления нашли отражение в философских  трудах отечественных и зарубежных исследователей: В.С.Библера, П.С.Гуревича,  А.Х.Касымжанова, А.Ж.Кельбуганова, Ю.А.Петрова, М.Коул, Л.Леви-Брюля, С.Скрибнера. Различным аспектам формирования мышления посвящены многие исследования отечественных психологов (Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина)  и педагогов (И.Ф.Исаев, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин  и др.). Закономерности развития мышления в целом отражены в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна и др.

     В зарубежной психологии проблемам культуры и мышления посвящены труды Э.де Боне, М.Мид, Ж.Пиаже, Р.Пола, Р.Энниса. Проблеме формирования и развития предметного мышления учителя посвящены специальные исследования педагогов и психологов Г.А.Балла, Ю.К.Бабанского, Д.Брунера, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, З.А.Муртазовой, М.Н.Скаткина, Л.М.Фридмана и др.

     Однако  при всей несомненной теоретической  и практической значимости данных исследований и их важности в решении образовательных и социокультурных задач, в практике работы высшего заведения не накоплен материал, необходимый для анализа существенных характеристик культуры профессионального мышления учителя.

     Проблема  исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных  в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.

     Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Этим определяется проблема развития творческого мышления учителя. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.

     Цель  работы - выявить особенности педагогического мышления, и рассмотреть пути его развития.

     Задачи:

     1. Изучить научно-теоретические аспекты  профессионального мышления педагога

     2. Рассмотреть пути развития профессионального  мышления педагога 
 

     Глава 1.  Научно-теоретические  аспекты профессионального  мышления педагога

     1.1. Основы формирования культуры профессионального мышления

     Механизмы освоения культуры личностью и порождения в процессе развития личности культуры раскрывается с позиции культурно-исторической психологии и педагогики. Опираясь на концептуальную модель структуры профессиональной деятельности,  концепцию личностного-ориентированного образования, на общепсихологические закономерности развития мышления, а также на исследования профессионально-педагогической культуры учителя,  нами выделены основные компоненты понятия культуры профессионального мышления учителя.

     Понимание мышления человека как социокультурного и культурно-исторического феномена позволило выйти к его системным, интегративным характеристикам, которые нашли отражение в различных подходах к типологии мышления вообще и мышления профессионального.

     Типология мышления осуществляется по следующим  основаниям:

     в зависимости от того, в какой степени  мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие (предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное);

     по  характеру протекания процесса мышления (логическое мышление, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное  мышление, где окончательный результат  достигается без знания или продумывания промежуточных этапов);

     если  основой является характер результатов, а также сам процесс мышления (репродуктивное мышление (четко просматривается ход мыслей другого человека) и творческом мышлении (новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства);

     мышление  разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое;

     в зависимости от направленности на практику или теорию (теоретическое и практическое мышление).

     В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональное мышление» (Г.А.Балл, Ю.К. Бабанский, Д.Брунер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, Л.М. Фридман и др.) употребляется в двух смыслах.

     В одном смысле, когда подчеркивают высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, речь идет об особенностях мышления, выражающих его качественный аспект.

     В другом смысле, когда подчеркивают особенности мышления, обусловленные  характером профессиональной деятельности, имеется в виду предметный аспект (математическое, физическое, экологическое мышление и др.).

     1.2. Особенности профессионального  педагогического  мышления

     Мы  выяснили, что профессиональное мышление - это одна из форм мышления.

     Данная  форма имеет ряд отличительных  особенностей и свойств: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система; индивидуализированность мышления, обобщенность знания; действенность[4 c. 181].

     Профессиональное педагогическое мышление отвечает всем общим законам мышления, но имеет свою специфику согласно теории профессионального мышления (Ф.Н. Гоноболин, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Н.В. Кузьмина. А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Кашапов, Ю.П. Поваренков, В.А. Мазилов, Т.Г. Киселева).

     Профессиональное  мышление педагога - есть сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательного и практически - действенного фондов, качественных характеристик  и направленностью на решение  практических задач по преобразованию деятельности и личности учащегося [7 c. 73-78].

     Анализ  литературы, посвященной проблемам  педагогической деятельности, позволил выделить ряд важнейших характеристик  педагогического мышления.

     В качестве единицы профессионального мышления педагога, опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, Л.В. Путляевой, А.В. Карпова, М.М. Кашапова, мы выделяем педагогическую проблемность. Именно с момента ее выявления и анализа происходит возникновение проблемной ситуации, перерастающей в педагогическую задачу.

     Уровни  педагогической деятельности связываются  с уровнями обобщения собственной  практики, выработкой стратегий осуществления  деятельности (Н.В. Кузьмина).

     Возникающие проблемные ситуации педагог способен решать на уровне ведущих идей, на уровне конструктивно - методических схем, либо на уровне технических приемов (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

     В последнее время проблемность стала  считаться одним из базовых профессионально  важных качеств педагога (А.В. Карпов, Е.В. Карпова, Е.В. Конева, Н.А. Токарева). Проблемность мышления рассматривается как одно из наиболее общих проявлений креативности (А.В. Карпов, Е.В. Карпова).

     Согласно  точке зрения М.М. Кашапова. Т.Г. Киселевой, профессиональное педагогическое мышление осуществляется на двух уровнях: ситуативном и надситуативном.

     Ситуативность - надситуативность мышления педагога приводит к психологическим отличиям в целемотивационном компоненте профессиональной деятельности, в выделении  информационной основы, в составлении программы деятельности и принятии педагогического решения.

     Это позволяет дать следующее рабочее  определение: педагогическое мышление - это высший познавательный процесс  поиска, обнаружения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога.

     Осознание проблемности приводит к возникновению  педагогической проблемной ситуации и  стимулирует решение педагогической задачи.

     Под педагогическим мышлением мы пониманием характеристику личности, проявляющуюся  в умении решать педагогические задачи, умении решать проблемные педагогические ситуации. Наиболее важным в предметном мышлении является творческий характер мышления и логичность[1 c. 15-19]. 

     1.3. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии

     Теоретический анализ понятия "творческое мышление" и концепций творческого мышления дает возможность сделать следующие  выводы:

     1. Существуют различные точки зрения, различные подходы к определению  особенностей творческого мышления.

     Наиболее часто описывают творческое мышление, ориентируясь на оценку новизны конечного продукта, через ряд процессов решения задач и характеристик заданий, необходимых для порождения творчества.

     2. Применение интегрального подхода  к исследованию творческого мышления признается большинством специалистов в области творчества.

     Творческое  мышление в этом случае рассматривается  как комплексная способность, включающая как дивергентные, так и конвергентные  составляющие.

     Творческое  мышление связано с определенными  чертами личности.

     Особенности творческого мышления учителя складываются под влиянием требований, вытекающих из содержания и характера педагогического  труда. Согласно К.Д. Ушинскому, педагогическая деятельность является одним из видов  практического искусства, которое требует от учителя высокоразвитого творческого мышления.

     Педагогическая  деятельность принадлежит к типу "человек - человек" (Е.А Климов). Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность по управлению другой деятельностью (деятельностью учащихся), в процессе которой осуществляются формирование и развитие личности ученика.

     Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - учащийся" не может быть ничем иным, кроме  как делом педагогического искусства.

     Искусство учителя проявляется и в том, как он строит урок, и в том, какими способами он организует самостоятельную  работу учащихся, и в том, как он находит контакты и нужный тон  общения с учениками в тех  или иных ситуациях школьной жизни. Этим определяется проблема развития творческого мышления педагога.

     Творческое  мышление педагога, складываясь в  процессе приобретения опыта учебно-воспитательной работы, само начинает выполнять активную роль в регуляции педагогической деятельности.

     При выявлении творческих особенностей профессионального педагогического  мышления мы используем "синтетический" подход (Д.Н. Завалишина), который может  быть реализован как выделение на множестве характеристик креативности ограниченного числа интегральных параметров, описывающих основные особенности любого творчества.

Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития