Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:23, реферат
Актуальность проблемы профессиональной адаптации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профессиональной адаптации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность профессиональной адаптации……………………………………………..4
2. Свойства профессиональной адаптации……………………………………………...7
2.1 Социально-профессиональная адаптация молодежи………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы…………………………………………………….....12
В целом технология проведения адаптационной кадровой политики может быть представлена в виде схемы (таблица 1). В центре внимания находится кадровая служба адаптации и развития персонала - организационная подструктура, выполняющая важные функции на каждой стадии трудовой адаптации.
Таблица1 - Технология адаптационной кадровой политики
Показатели |
Кадровая служба адаптации |
Развития персонала |
1 |
2 |
3 |
Предадаптация |
Адаптация новых работников |
Адаптация работников в новых условиях |
Планирование потребности в новых кадрах |
Планирование конечных результатов работы новых работников |
Планирование конечных результатов работы персонала в новых условиях |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 |
2 |
3 |
Мониторинг рынка труда |
Мониторинг условий для адаптации новых работников |
Мониторинг условий для адаптации персонала в условиях меняющейся стратегии организации |
Формирование критериев отбора персонала |
Формирование принципов включения новых работников в трудовые отношения |
Формирование принципов включения работников в новые трудовые отношения |
Оценка адаптивных возможностей кандидатов |
Организация адаптирующих мероприятий для входящего персонала |
Организация адаптирующих мероприятий в условиях новых стратегии |
Привлечение и набор персонала |
Оценка эффективности труда работников и уровня его адаптированности |
Оценка эффективного труда работников и уровня его адаптированное к новым трудовым отношениям |
Примечание – разработано автором на основе изученной литературы |
Кадровая адаптационная политика обеспечивает:
- своевременное укомплектование
организации работниками с
- актуализацию адаптивного трудового потенциала, его развитие;
- непрерывный мониторинг уровня адаптированности работников;
- формирование мотивации
к мобильности и гибкости как
к основным свойствам
- реализацию программ
по повышению качества
- непрерывный мониторинг
эффективности труда
Все перечисленные вопросы
являются довольно трудоёмкими для
исследования и могут стать темой
отдельного диссертационного исследования.
В целом область адаптационного
менеджмента, выступая как модель управления
человеческими ресурсами, обширна
и требует использования
Рассмотренный выше процессный
подход к управлению трудовой адаптацией
акцентирует своё внимание на совокупности
действий управляющего персонала - процедур
планирования, организационных изменений,
внедрение систем мотивации и
мониторинга. Объектом адаптационного
менеджмента является работник как
носитель собственных целей и
инициатив, производственный коллектив
с его социально-экономическими
связями. В центре внимания в управлении
трудовой адаптацией находятся также
вопросы технико-
Адаптация как процесс обладает непрерывностью, казуальностью, результативностью. Непрерывность адаптации означает, что приспособление человека проходит в процессе всей его трудовой жизни. Непрерывность процесса – это одновременное его осуществление во всех формах: психофизической, социальной и экономической. Казуальность означает наличие причины адаптации. Это, как правило, наличие противоречий между интересами работника и условиями среды, которые актуализируют ту или иную потребность работника. Актуализируются и психофизиологические и социально-экономические потребности. Но каждая потребность может быть реализована через комплекс взаимосвязанных целей. Например, потребность в здоровье может быть связана с комплексом потребностей, влияющих на уровень жизни (высокая должность, рост доходов и т.д.). Результативность адаптации выражается в комплексе характеристик – достижении комфорта, достаточно высокого социального статуса и экономического благосостояния (рисунок 1).
Рисунок 1 - Свойства адаптации как процесса: непрерывность, казуальность и результативность
Адаптацию можно представить
в виде целостной системы субъектно-
Взаимообусловленность и изменчивость элементов системы представляет собой изменения поведения работника и условий среды, которые имеют между собой прямые и обратные связи. Равновесие - это состояние, к которому стремится субъект в отношениях с окружающей средой.
Объединяющим свойством трудовой адаптации как процесса и как системы является целостность. Целостность трудовой адаптации есть единство всех её проявлений. Трудовая адаптация проявляется как триединый процесс - психофизиологическая, социальная и экономическая адаптация. Эти формы следует различать и как механизмы взаимодействия работника и среды, и как уровни адаптации, и как факторы.
Адаптация как система подвергается постоянным изменениям, поэтому для неё характерны те же свойства - непрерывность, казуальность и результативность. В то же время любой процесс, в том числе и адаптационный, имеет структуру, поэтому для него характерны признаки - взаимообусловленность, равновесность, изменчивость. Таким образом, прослеживается единство процесса и структуры адаптации.
Иерархия уровней адаптации
зависит от важности каждого из них.
Прежде всего, адаптация человека -
это психофизиологический процесс.
Так как адаптация человека протекает
в обществе - это социальный процесс.
Жизнь общества и человека немыслима
без экономической
Адаптация зависит от множества факторов, которые есть отражение характеристик работника (внутренние факторы) и изменений окружающей среды (внешние факторы).
Выделение свойств трудовой адаптации позволяет углубить её определение. Трудовая адаптация - это целостно-непрерывный, причинно-следственный процесс развития и взаимодействия системы субъектно-объектных отношений между работником и окружающей его средой, структурно-направленный на достижение равновесия и высокого результата.
3. Социально-профессиональная адаптация молодежи
«Профессиональная
адаптация - важнейший этап процесса
профессионального
Развитие рыночной экономики,
модернизация производства, развитие
новых наукоемких технологий вызывают
значительные изменения в структуре занятости
и приводят к изменению профессионально-
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Существуют стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, и причинами их явились:
- недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
- наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
- низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Низкий уровень заработной платы в отдельных отраслях (сельском хозяйстве, легкой промышленности, образовании, культуре, здравоохранении и т. д.) способствует углублению диспропорций на рынке труда и приводит: во-первых, к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики; во-вторых, к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, т. е. невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая
адаптация заключается в
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
1.ознакомление с новой ситуацией;
2. стадия приспособления
к этой ситуации - работник переориентируется,
признает главные элементы
3. стадия ассимиляции
- полное приспособление к
Заключение
Решающий период профессиональной ориентации — период постепенного вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию, определяющую его трудовой путь. Решающим этот период является потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация — это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения из учащегося в кадрового квалифицированного рабочего не по должности, а по его психическому складу.
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
1. Ознакомление с новой ситуацией;
2. Стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
3. Стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.
Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.