Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Цель курсовой работы достигается путем рассмотрения и изучения следующих задач:
1.Проанализировать понятие дружбы, как эмоциональной привязанности в юности.
2. Выявить особенности проявления любви в юношеском возрасте;
3. Рассмотреть любовные и дружеские взаимоотношения юношей и девушек;
4. Изучить проблемы любви и дружбы как отношение старшего школьника к себе и другим.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Особенности психологических отношений в юношеском возрасте………………...5
1.1. Любовь в юношеском возрасте……………………………………………............5
1.2. Дружба в юношеском возрасте………………………………………….................11
2. Психологическая помощь в решении проблем любви и дружбы юношеского возраста…………………………………………………………………………………...16
2.1. Оказание психологической помощи молодым людям……………………………16
2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте…………………..17
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24Список использованных источников …………………………………………………..26
В юношеском возрасте отношения очень скоротечны и неустойчивы, а поэтому разрывы очень болезненны. Поэтому самый распространенный запрос у юношей и девушек – переживания, которые возникают на фоне разрыва с любимым человеком. Переживание утраты похоже на переживание смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира человека. В этих случаях консультанту в первую очередь необходимо учитывать то обстоятельство, что, прежде чем приступать выстраивать новые отношения с бывшим любимым человеком, юноша или девушка, проделают то, что Фрейд называл «работой скорби». Она включает несколько периодов:
1. Период отрицания. Данный период характеризуется тем, что человек затрачивает на создание близких отношения очень много времени и чувств, поэтому трудно сразу смириться с произошедшим разрывом. На этой стадии кажется, что жизнь остановилась и не имеет дальнейшего смысла.
2. Период озлобленности. На этом периоде от душевной боли защищаются озлобленностью к бывшему любимому человеку. Молодые люди зачастую собирают компанию сочувствующих, которые выражают отрицательные чувства к инициатору разрыва.
3. Период переговоров, который является самым ответственным, главным. Делаются попытки восстановить прежние отношения, при котором используются самые различные средства для достижения конечной цели.
4. Период депрессии. Этот период наступает переговоры приносят отрицательные результаты. Молодой человек чувствует себя ни кому ненужным, при этом резко снижается уровень его самооценки.
5. Период адаптации. Главная цель этого периода приспособится к новым условиям жизни.
Границы проблем, возникающих вследствие разрыва, довольно обширны – от депрессии и сниженной самооценки, до страхов, на желания пробовать создавать новые взаимоотношения. Самое трудное здесь пережить одиночество. Недаром в Святом писании говорится, что плохо человеку, когда он один. Так как в юношеском возрасте любовные отношения разворачиваются на глазах у всех, боль разлуки еще более обостряется. Главное в таком консультировании – это помощь в преодоление негативных переживаний.
В юношеском возрасте фактор эмоций имеет огромнейшее значение. Уровень достигнутого эмоционального развития молодых людей определяется в первую очередь способностью к овладению эмоциональными реакциями.
Построение дружеских и любовных отношений, требуют от молодых людей преодоления эмоциональных реакций как со стороны партнера, , так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования. Юношеские возрастные задачи, которые тесно связанны с завоеванием самостоятельности и самоутверждением, не могут быть решены без успешного развития способности к переживаниям. Отсутствие эмоционального контроля ставит молодого человека в зависимость от любой ситуации.
В этот период юношеского возраста происходит глобальная перестройка эмоциональной сферы, что связано с внутренней логикой психического развития, становлением мышления. Она охватывает все области взаимоотношений молодого человека, девушки и юноши, с окружающими и подводит к созданию коренным образом новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.
В юношеский период молодым людям очень часто сформулировать свои эмоциональные проблемы, а причина здесь заключается в том, что многие их не могут осознать.
Защитные механизмы подразумлеваются как интрапсихические феномены, которые выполняют специфические функции по отношению к возникающим переживаниям. Существуют три типа защитных механизмов:
Разграничение защитных механизмов основано на их разных эффектах по отношению к переживаниям.
В юношеский период жизни человека происходит перестройка интеллектуальных процессов, коренным образом изменяется структура переживаний. Также в юности происходит изменение механизма их регуляции.
Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации, которая включает в себя основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в юношеском периоде жизни человека, и в которых присутствует яркий эмоциональный конфликт. Для этого используются карточки методики Розенцвейга (Приложение Б), на которых представлены различные травмирующие ситуации, провоцирующие определенные переживания. Испытуемым предлагается представить себя на месте определенного по методике Розенцвейга персонажа и ответить на предложенные вопросы. После ответов на вопросы испытуемым предлагается дополнительно следующие инструкции, которые определяют тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний. В испытуемою задачу входит преобразование стимульной ситуации с задачей изменения ее эмоционального состояния.
Виды систематизации защитных механизмов:
По результатам ряда проведенных экспериментов было установлено, что культурные формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта.
2. Реализующие задачу ослабления, уменьшения переживаний.
Защитные механизмы этого типа направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний.
Они не однородны по механизму своего действия на переживание и включают в себя следующие классы: подавление (вытеснение, отрицание) и интеллектуализция (обесценивание, дезактуализацию).
3. Реализующие функцию трансформаций переживаний, которое подразумевает такое преобразование структуры переживаний, которое ведет к смене их знака на противоположный. Очень часто процессы трансформации рассматриваются на примере юмора так, как юмор, имеет сложное опосредствованное строение, свойственное только высшим психическим процессам.
Можно сделать вывод, что эмоциональное развитие в юношеском периоде возраста человека тесно переплетается с интеллектуализацией эмоций. По мере роста процесса повышается роль интеллектуальных функций в регуляции переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, которые задействованы во внутренней перестройке.
В юношеском возрасте
в эмоциональной адаптации
Данную методику целесообразно применять в случаях диагностики сформированности защитных механизмов, отвечающих за переживания. При этом важно при диагностике защитных механизмов определение трех показателей:
Каждый из вышеуказанных показателей предполагает количественную оценку, которая определяется в несколько периодов и состоит из:
1. Качественных анализов ответов испытуемых по категории анализов: по способу преобразования переживаний, по типу защитных механизмов, по разновидности техник, которые присущи защитным механизмам.
2. Подсчет числа ответов, попавших в ту или иную категорию для каждой из экспериментальных ситуаций (на каждую ситуацию испытуемым дается три ответа).
3. Следующий подсчет, который, производится дифференцированно по уровням категориального анализа защитных механизмов.
При определении показателей сформированности функций регуляции переживаний и выявлении среди них ведущей, необходимо вычислить процентную долю ответов по каждой функции в общей сумме ответов по всем функциям.
Степень зрелости защитных механизмов юноши определяется по каждой функции регуляции переживаний отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов защитных механизмов в общей сумме ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение.
Если обобщить все вышеизложенное, то можно сделать следующие выводы:
Взаимоотношениям юношеского возраста присущая яркая эмоциональная окраска, которые остаются в памяти на всю дальнейшую жизнь: любовь и дружба оставляют неизгладимый след в душе. Эти дорогие, незабываемые воспоминания сохраняются так благодаря тому, что строят, прежде всего, самосознание, молодого человека. В этом возрасте рождается новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек, (субъект отношений).
В юношеском возрасте
мечта о любви рождает нужду
эмоционального контакта и душевной
близости. Впервые проявляется
Видеть постоянно в любимом человеке свободную личность, а не объект.
Не воспринимать любимого человека как свою собственность (любовь не может существовать, где нетвзаимного друг друга).
Раскрыть себя для любимого человека, только тогда возможно растворение двух существ в друг в друге.
В юношеском возрасте
закладывается фундамент психол
Очень часто переживания молодых людей так глубоки, что необходима специальная консультативная помощь. Задача этой помощи заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь молодым людям при наличии негативных переживаний, связанных с проблемами в дружеских и любовных отношениях. В этих случаях, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодыми людьми доверительные отношения, отнестись всерьез к их переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, которая связана с работой защитных механизмов, позволяющих снизить отрицательные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально события.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Юность |
период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни |
2 |
Самосознание в юношеском возрасте |
самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов |
3 |
Идентичность |
субъективное чувство непрерывн |
4 |
Уход от близких взаимоотношений |
тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности |
5 |
Личностная рефлексия |
важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей |
6 |
Формирование психосексуальной зрелости в юности |
биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом |
7 |
Психосексуальная ориентация |
направленность полового влечения и форм его реализации |
8 |
Социальные половые роли |
социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин |
9 |
Самоопределение |
осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции |
10 |
Половая идентичность |
единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли |
11 |
Жизненный план |
обобщение целей, которые ставит перёд собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления |
12 |
Дружба |
вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности |
13 |
Любовь |
высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов |
14 |
Подлинная интимность отношений в юности |
совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможное только на основе относительно стабильного образа «Я» |
15 |
Мировоззрение |
взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний |
Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте