Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:58, курсовая работа
Цель курсовой работы достигается путем рассмотрения и изучения следующих задач:
1.Проанализировать понятие дружбы, как эмоциональной привязанности в юности.
2. Выявить особенности проявления любви в юношеском возрасте;
3. Рассмотреть любовные и дружеские взаимоотношения юношей и девушек;
4. Изучить проблемы любви и дружбы как отношение старшего школьника к себе и другим.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Особенности психологических отношений в юношеском возрасте………………...5
1.1. Любовь в юношеском возрасте……………………………………………............5
1.2. Дружба в юношеском возрасте………………………………………….................11
2. Психологическая помощь в решении проблем любви и дружбы юношеского возраста…………………………………………………………………………………...16
2.1. Оказание психологической помощи молодым людям……………………………16
2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте…………………..17
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24Список использованных источников …………………………………………………..26
Все, что связано с любовью и ее переживаниями у молодых людей, тесно связано с сексуальным поведением, которое формируется у них под влиянием социальных факторов и под воздействием полового созревания.
По данным эксперимента, проведенного французскими исследователями, в эксперименте участвовали молодые люди 16-18 лет., оказалось, что юноши по многим показателям опережают девушек своего возраста (половое созревание стимулирует их социальную активность). Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только значительно чаще влюбляются.
По итогам этого эксперимента можно сделать вывод, что дело состоит далеко не в физиологии, а в системе распределения половых ролей. Юноши предпринимают попытки ухаживать за девушками не только по причине уровня достижения половой зрелости, сколько в большей степени в соответствии принятыми нормами возрастной группы, которую они достигли. В тоже время у юношей с ранним наступлением половой зрелости, в большинстве случаев, не наблюдается ранняя сексуальная активность, их сексуальные интересы в большинстве случаев соответствуют не гормональному возрасту, а их психическому возрасту.
В построении любовных взаимоотношений между молодыми людьми, не последнею роль играют эталоны, идеалы о том, каким должен быть любимый человек. Эти эталоны и идеалы служат как бы механизмом отбора и критерием его оценки. Социальная психология по этому вопросу имеет несколько гипотез:
1.Искусственное создание
объекта любви, идеализация,
2. Поиск того, кто бы по максимуму реально подходил под созданный идеальный образ любимого. Как показывает практика, в юношеском периоде жизни, этот идеальный образ содержит множество придуманных деталей, очень расплывчат и не постоянен.
3. Идеал влюбленного определяет характеристика реального, а не выдуманного объекта любви.
Все вышеперечисленные гипотезы имеют под собой прочные основания и доказательства. Например, в одной гипотезе объект любви выбирается в соответствии с когда сложившимся образом, в другой гипотезе – имеет место мечтание, а следовательно и вытекающая из этого идеализация объекта любви, в третье гипотезе – идеал формируется под воздействием свойств реального, а не выдуманного объекта любви. Но как, и самое главное в какой мере, эти три разных гипотезы сочетаются у разных молодых людей, в зависимости от обстоятельств в которых они находятся – ни кто точно ответить не может.
В юношеском возрасте закладывается фундамент, первые кирпичики, морально-психологической готовности к будущей семейной жизни, которая немного опаздывает по отношению к сексуальной мотивации: у юношей очень часто происходит расхождение между сексуальными устремлениями к девушкам вообще и возвышенной любовью к девушке. Готовность к семейной жизни проявляется в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.
Для юношеского возраста, самым главным фактором является то, что в годы развития сохраняются обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости.
Подводя итог хочу сделать вывод, что в любви соединяются два человека. Их психология и мировосприятие очень часто различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому в юношеском возрасте нужно учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения. Взаимоуважение между юношей и девушкой проявляется в их поведении и разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно девушке. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Юноша и девушка представляют друг для друга неиссякаемый источник радости, счастья и энергии. И поэтому, при правильно построенных взаимоотношениях это является основой, фундаментом, будущей счастливой семейной жизни.
Если попробовать дать определение дружбе, то можно сказать, что это положительные отношения между разными людьми, независимо от их пола, которые основываются на общих интересах, духовной близости, преданности людей друг другу, абсолютном доверии. Отношением которые рождаются под влиянием дружбы прежде всего присущи такие черты: личностный характер; добровольность, индивидуальная; внутренняя духовная близость, стабильность. Но если рассмотреть цели, которые чаще всего сопровождают дружбу, то они могут быть самыми различными: деловыми, эмоциональными, рациональными, нравственными – все это переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.
Дружба всегда считалась наивысшей нравственной ценностью, не смотря на то, что дружба у разных людей всегда разная, она не бывает одинаковой, и самое главное имеет различные вариации: половые, возрастные, индивидуально-типологические.
Если рассматривать любовь и дружбу, то в отличие от любви, дружба это, в большинстве случаев, отношения меду людьми одного пола. Также не следует путать дружбу с близкими по значению понятиями: знакомые, коллективная солидарность, функциональные отношения, дружелюбие.
В юношеском возрасте понятие и проявление дружбы уникально и в тоже время противоречиво. Характерная для этого возраста неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» проявляет жгучее желание испытать себя путем разыгрывания несвойственных ролей, зарисовки. Зачастую молодые люди мучаются от того, что у него отсутствуют средства и возможности выразить свой внутренний мир. Но при тщательном рассмотрении выясняется, что проблема не столько в скудности средств, сколько в реальной незавершённости своей личности: юноша не выбирает дружбу, а его словно втягивает в ее.
Потребность в интимном
общении неизбежно
Дружба в юношеском возрасте полуфункциональна: от элементарного совместного времяпрепровождения до очень глубокого самораскрытия. Дружба в этот период возраста человека заключается, прежде всего, в эмоциональной привязанности, а ценность ее заключается в том, что она является школой самораскрытия и в тоже время и школой понимания другого человека.
В период юности молодые люди, девушки и парни, тянутся, как весной растения к солнцу, то они к старшим, жадно вслушиваясь в их слова и всматриваясь в их поведение, повадки. Для них дружба, со старшими их по возрасту людьми, очень дорога и желанна (иногда это принимает форму страстного увлечения). Одновременно потребность в дружбе со сверстниками не мене слаба.
В зависимости, какого возраста молодые люди выбирают себе друзей, можно увидеть их не осознаваемые психологические потребности. Дружба с ровесником свидетельствует о стремлении к более стабильным отношениям так, как в этом случае дружеские отношении строятся на принципе равенства: «С другом своего возраста мне легче общаться, ему можно всё сказать, не боясь насмешек. При выборе друга более старшего возраста, проявляется потребность в защите, поддержке. Здесь преобладает аргумент на то, что на него можно положиться, доверится.
Не редкость в юношеском возрасте и потребность в общении с младшими, желание стать лидером у них. Общение с младшими, позволяет в юношеском возрасте, и почувствовать себя взрослым, благотворно влияет на формирование его самоуважения, воли и самооценку. Но этот тип дружеских отношений всё-таки не отвечает представлениям о дружбе в этот период возраста. Общение с младшим важно, оно воспринимается как дополнение, придаток к дружбе со сверстниками, чем как её альтернатива.
Согласно данным социологического опроса, те юноши кто дружит только с младшими, выбор вынужденный: это следствие отставания в развитии, либо результат различных психологических трудностей: стеснительности, несоответствия уровня притязаний и возможностей. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае исключительно вынужденный.
В ряду юношеских привязанностей дружбы занимает исключительное, лидирующее место. Это говорит о повышении уровня требований к дружбе. Психологическая близость с друзьями в юности максимальна и превосходит все прочие взаимоотношения. Если рассматривать юношескую дружбу в возрастном плане, то она и здесь очень уникальна: как первая самостоятельно выбранная индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но часто и включает её в себя.
В тоже время в дружбе этого периода возраста проявляются и противоречия. Эти противоречия порождаются неустойчивостью представлений о собственном «Я», и в свою очередь рождают желание проверить себя методом вживания в несвойственные образы. Юноши страдают по причине того, что у него не хватает возможностей проявить свой внутренний мир.
Очень часто испытывая потребность в глубоких эмоциональных привязанностях, юноши подчас не замечают реальных свойств выбранного ими объекта. При этом, дружеские отношение в таких случаях обычно не долговременны. Этому переду жизни человека присуща эмоциональность: молодые люди внезапно увлекаются новыми людьми, идеалами. Юношеский эгоцентризм значительно уменьшает возможности межличностной коммуникации: при внешней близости друзья могут фактически не слышать друг друга.
В юношеской дружбе общение с друзьями приносят молодым людям больше пользы в удовлетворении их актуальных интересов, они постепенно начинают отходит от семьи, и начинает все больше и больше времени проводить со своими сверстниками. Несмотря на видимые внешние противодействия, проявляемые по отношению ко взрослому, родителям, юноши и девушки испытывают острую потребность в поддержке. В данной ситуации особо благоприятным вариантом будет тот, который в котором взрослый займет позицию друга, а учитывая, что в юношеском возрасте, молодые люди подвержены легкой ранимости, то для взрослого жизненно важно подобрать правильные методы построения и укрепления этих отношений, так как стандартное, банальное диктование условий отвергается. Поэтому можно сделать вывод, что для освоения молодыми людьми новой системы взаимоотношений важна аргументация условий и требований, которые исходят от взрослых людей, чаще всего родителей.
Психология юношеской дружбы тесно переплетается с особенностями личности. Индивидуальные особенности дружбы, проявляющиеся в степени её глубины. Важным фактором здесь является темперамент: импульсивные люди легче раскрываются перед другими, а это вызывает естественно ответный отклик, значительно облегчая заключение дружеского контакта. В тоже время у некоторых молодых людей, потребность в психологической дружбе совсем не развито. Как правило, это бывает в случаях, проявления неограниченного эгоизма или эмоциональной бедности, а также гипертрофии мотива достижения своих целей. Также, можно сказать, что самой основной, распространённой проблемой юношеского возраста, является – застенчивость, но которая под влиянием благоприятного климата в коллективе проходит у молодых людей быстро, безболезненно и безвозвратно.
Из всего вышеизложенного можно сделать выводы:
Согласно статистическим данным молодые люди, как юноши, так и девушки, которые ищут помощи у психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, связанных с дружбой и любовью, находятся в состоянии беспокойства. Если с самого первого приема у консультанта девушка или юноша отнеслись к консультанту с доверием, то в дальнейшем они смелее делятся своими проблемами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Основная роль консультанта в том, что он должен слышать и понимать. В юношеском возрасте, от близких людей очень часто можно услышать такие слова: «Ты сам напридумывал себе проблем, поэтому не забивай себе и другим голову этой ерундой». А часто, речь идет о переживаниях по поводу значимых отношений для молодых людей, их нарушения или невозможности их построить.
Важным условием консультирования является эмпатия, которая в общении означает, что консультант должен чутко реагировать на переживания своего клиента: вжиться в мир своего клиента и понять смысл происходящих в нем событий.
Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте