Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [5, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].
На
занятиях, предусмотренных программой
обучения и воспитания в детском
саду, ребенок получает специальные
сведения, расширяется система знаний,
умений, навыков, необходимых для
всестороннего развития ребенка. В
детском саду дети помимо специальных,
учебных умений, приобретают первый
опыт жизни в коллективе сверстников.
Таким образом, в детском саду
в течение всего периода
Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:
· формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.
· формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
·
формирование у ребенка опыта
деятельности в коллективе и положительного
отношения к сверстникам, осознание
значимости собственного активного
участия в решении общей
14
· формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].
Система начинается с организации приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей: заранее согласовано, как и чем кормить ребенка, где уложить спать и др. Воспитатель должен знать, когда в группу придет новый ребенок. Если ребенок поступает в старшую группу, то об этом сообщается и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить, например, Петю, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Все вновь поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской, заботой о хорошем его самочувствии. Недопустимо принимать в группах сразу много новых детей. В группу первого и второго года жизни можно принимать максимум трех детей в неделю. Причем этот прием следует организовать таким образом, чтобы в понедельник поступил один новый ребенок, в среду - второй и в пятницу - третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый ребенок поступит в пятницу. На третьей неделе можно снова принять троих детей, а на четвертой еще одного, максимум двоих.
Таким
образом, при норме до 20 детей
в группе прием осуществляется в
течение полутора месяцев. Следует
заметить, что летом перед переводом
детей из яслей в детский сад
прием новых детей желательно
начинать не позже 15 июля, так как
некоторые родители забирают детей
на время отпуска, в группе остается
небольшое количество ребят и
воспитатель может уделить
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети домашние, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [3, с. 42].
Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Необходимым
условием успешной адаптации является
согласованность действий родителей
и воспитателей, сближение подходов
к индивидуальным особенностям ребёнка
в семье и дошкольном учреждении.
15
Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:
·
психологическую адаптацию
·
презентацию программы
· роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,
· изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,
· изучение интересов семьи,
· выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,
· помощь родителям в понимании своего малыша,
· формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,
· коррекционную работу [16, с. 30-31].
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Дети
зачастую трудно адаптируются к новым
микросоциальным условиям. У них
может развиваться
·
подготовка детей к поступлению
в детский сад и
· организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
· контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Лучшим
периодом года для поступления в
детский сад считается конец
августа - начало сентября. В это
время у ребенка имеется
16
групп
за лето отвыкли друг от друга, и
новому ребенку легче завести
друзей, программы занятий только
начинаются, роста простудной заболеваемости
еще нет. Подготовка детей к поступлению
в детский сад должна начинаться
не позднее, чем за 6 месяцев до этого.
Педиатру необходимо составить план
подготовки и в форме 112/у в листе
уточненных диагнозов поставить отметку
о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления
в детский сад проводятся профилактические
осмотры детей врачами: офтальмологом,
неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом,
стоматологом, участковым педиатром и
логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям
ребенок должен быть осмотрен и другими
специалистами.
Лабораторное
исследование включает клинический
анализ крови, общий анализ мочи, анализ
кала на яйца глистов и простейшие.
В период подготовки, в соответствии
с календарем профилактических прививок,
продолжается вакцинация ребенка, однако,
планируя ее, педиатр должен помнить
о том, что целесообразно начать
посещение детского сада не ранее
чем через месяц после
Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике и детском саду оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.
Родители
должны знать о важности постепенного
и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели
до поступления) перевода ребенка на
режим дня, аналогичный режиму детского
сада, введения в рацион питания
блюд и продуктов, используемых там.
Учитывая важную роль белков и витаминов
в приспособительных реакциях детей,
следует обратить внимание родителей
на качество детского питания. У детей
с неблагоприятным прогнозом
адаптации за 3-4 недели до поступления
в детский сад рекомендуется
увеличить на 10-15% возрастную норму
содержания белков в суточном рационе,
обязательно также
Следует
подчеркнуть необходимость
17
Если
ребенок, поступающий в детский
сад, уже способен к речевому общению,
следует рекомендовать
Первичный
прием ребенка в детский сад
должен проводиться педиатром, психологом
и педагогом-воспитателем учреждения.
При этом уточняются сведения по анамнезу
жизни, состоянию здоровья, особенностям
воспитания и поведения ребенка,
назначаются необходимые
Во время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться анамнезом и состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация дневного сна и т.д.).
Педагогу,
еще до поступления ребенка в
группу, необходимо выяснить особенности
воспитания малыша в семье - домашний
режим, применяемые в семье способы
кормления, укладывания, узнать, как
ребенок засыпает, спит, какой аппетит,
как организовано бодрствование. Полезно
также узнать уменьшительное имя
малыша, которым пользуются в семье,
его любимые игрушки или
Количество
часов, проводимых вновь поступившим
ребенком в группе, следует увеличивать
постепенно. В течение первой недели
он должен проводить в учреждении
не более 3 часов в день, время
его пребывания увеличивается в
зависимости от эмоционального состояния.
Таким образом, требуется 2-3 недели,
чтобы ребенок по мере нормализации
показателей поведения был
Во
время периода адаптации
18
Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения