Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [5, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности

Файлы: 1 файл

1глава2.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

    Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].

    На  занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском  саду, ребенок получает специальные  сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для  всестороннего развития ребенка. В  детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного  детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

    Содержание  работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:

    ·  формирование у детей представлений  о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

    ·  формирование нравственно-волевых  качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

    ·  формирование у ребенка опыта  деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание  значимости собственного активного  участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия  на сверстников как участников общей  деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). 

                14

    ·  формирование у детей навыков  организованного поведения, учебной  деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

    Система начинается с организации приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей: заранее  согласовано, как и чем кормить  ребенка, где уложить спать и  др. Воспитатель должен знать, когда  в группу придет новый ребенок. Если ребенок поступает в старшую  группу, то об этом сообщается и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить, например, Петю, что  ему подарить, стремясь вызвать у  ребят доброжелательное отношение  к новичку. Все вновь поступающие  дети должны быть окружены особым вниманием, лаской, заботой о хорошем его  самочувствии. Недопустимо принимать  в группах сразу много новых  детей. В группу первого и второго  года жизни можно принимать максимум трех детей в неделю. Причем этот прием следует организовать таким  образом, чтобы в понедельник  поступил один новый ребенок, в среду - второй и в пятницу - третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый  ребенок поступит в пятницу. На третьей  неделе можно снова принять троих  детей, а на четвертой еще одного, максимум двоих.

    Таким образом, при норме до 20 детей  в группе прием осуществляется в  течение полутора месяцев. Следует  заметить, что летом перед переводом  детей из яслей в детский сад  прием новых детей желательно начинать не позже 15 июля, так как  некоторые родители забирают детей  на время отпуска, в группе остается небольшое количество ребят и  воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему ребенку. При комплектовании старшей  группы яслей (или младшей дошкольной группы) разрешается одновременное  поступление 2-3 детей. Тогда группа в 25 человек тоже формируется в  сроки до 1,5 месяца.

    Одним из условий формирования детских  положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых  ранних лет необходимо ставить ребенка  в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и  горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как  можно полнее, радостнее, ярче. Принято  считать, что труднее всего адаптируются к школе дети домашние, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [3, с. 42].

    Многочисленные  исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

    Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей  и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка  в семье и дошкольном учреждении.  
 

                15

    Единые  требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация  самостоятельной деятельности и  игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного  поведения детей и успешной адаптации  к условиям дошкольного учреждения.

    Содержание, цели и формы взаимодействия с  семьёй находятся в зависимости  от склонностей и интересов семьи  и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:

    ·  психологическую адаптацию родителей  к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения, 

    ·  презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного  возраста,

    ·  роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание  их значимости в данном процессе,

    ·  изучение психологической атмосферы  в семье, выявление причин, которые  могут вызвать сложности при  адаптации ребёнка,

    ·  изучение интересов семьи,

    ·  выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,

    ·  помощь родителям в понимании  своего малыша,

    ·  формирование коллектива родителей  с учётом возраста их детей,

    ·  коррекционную работу [16, с. 30-31].

    Большое значение имеет контакт родителей  с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о  его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель  ребенка детского сада должен стать  другом и советчиком в семье. В  период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении  с ним и дома и в детском  саду.

    Дети  зачастую трудно адаптируются к новым  микросоциальным условиям. У них  может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению  здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация  медико-психолого-педагогического  сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие  направления:

    ·  подготовка детей к поступлению  в детский сад и прогнозирование  адаптации к нему;

    ·  организация жизнедеятельности  детей в период адаптации;

    ·  контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

    Лучшим  периодом года для поступления в  детский сад считается конец  августа - начало сентября. В это  время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к  тому же дети из уже сформированных  

                16

    групп за лето отвыкли друг от друга, и  новому ребенку легче завести  друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению  в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в детский сад проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. 

    Лабораторное  исследование включает клинический  анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить  о том, что целесообразно начать посещение детского сада не ранее  чем через месяц после последней  прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется  эпикриз для детского сада с комплексной  оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации  по режиму дня, питанию, физическому  воспитанию и закаливанию.

    Обязательным  этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике  и детском саду оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы  нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным  дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский  сад", "Особенности течения  адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.

    Родители  должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания  блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов  в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей  на качество детского питания. У детей  с неблагоприятным прогнозом  адаптации за 3-4 недели до поступления  в детский сад рекомендуется  увеличить на 10-15% возрастную норму  содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование  йодированной соли [27, с. 19-20].

    Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук  и умывание).  
 

                17

    Если  ребенок, поступающий в детский  сад, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям  проводить с ним беседы о поступлении  в детское учреждение. В этих беседах  необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже  стал большой, многому научился, и  будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность  посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах  в детском саду, поиграть в детский  сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Родителям можно рекомендовать  научно-популярную литературу по данному  вопросу.

    Первичный прием ребенка в детский сад  должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда "Облегчение адаптации ребенка  к детскому саду", создание индивидуальных памяток для родителей.

    Во  время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться анамнезом и  состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его  здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация дневного сна и т.д.).

    Педагогу, еще до поступления ребенка в  группу, необходимо выяснить особенности  воспитания малыша в семье - домашний режим, применяемые в семье способы  кормления, укладывания, узнать, как  ребенок засыпает, спит, какой аппетит, как организовано бодрствование. Полезно  также узнать уменьшительное имя  малыша, которым пользуются в семье, его любимые игрушки или занятия, любимые кушанья, индивидуальные особенности  и сложившиеся привычки. Таким  образом, уже при приеме ребенка  выясняются факторы риска в биологическом  и социальном анамнезе и особенности  поведения ребенка в семье. Все  сведения сообщаются воспитателю той  группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.

    Количество  часов, проводимых вновь поступившим  ребенком в группе, следует увеличивать  постепенно. В течение первой недели он должен проводить в учреждении не более 3 часов в день, время  его пребывания увеличивается в  зависимости от эмоционального состояния. Таким образом, требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей поведения был готов  проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.

    Во  время периода адаптации обязательно  сохраняются привычные для ребенка  способы кормления, укладывания  спать. Ни в коем случае нельзя ребенка  насильно кормить или насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить  на долгое время отрицательного отношения  на обстановку яслей, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции.

                18

Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения