Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [5, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности

Файлы: 1 файл

1глава2.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

                9

    Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру.. пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих неумеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Она назойливы, невыносимы и "жалят" посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

    Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

    VI. Познавательная деятельность - обычно  верный "друг" всех положительных  эмоций. Как и они, познавательная  деятельность, как правило, снижается  и угасает на фоне стрессовых  реакций. В три года эта деятельность  тесно связана с игрой. Поэтому  малыш, впервые придя в детский  сад, нередко не интересуется  игрушками и не желает интересоваться  ими. Ему не хочется знакомиться  со сверстниками, понять, что происходит  рядом с ним. "Почемучка"  словно в зимней спячке, и познавательная  деятельность его заторможена.  Однако как только он проснется  или в конце концов Вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

    VII. Социальные навыки. Под прессом  стресса малыш обычно изменяется  настолько, что может "растерять"  почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и  которыми успешно пользовался  дома. Все это вызывает частые  насмешки у детей и недовольство  воспитателей, как правило, считающих,  что малыш совсем не подготовлен  к саду. Его приходится кормить  из ложечки и умывать, как  будто бы младенца. Он "не умеет"  одеваться, раздеваться и пользоваться  носовым платком. Не знает,  когда надо говорить спасибо.  Однако же по мере адаптации  ребенка к условиям организованного  коллектива он "вспоминает" вдруг  забытые им навыки, в придачу  к ним легко усваивая новые.

    VIII. Особенности речи. У некоторых  малышей на фоне стресса меняется  и речь, не прогрессируя, а в  сторону регресса. Словарный запас  малыша скудеет, и он на несколько  ступенек словно опускается вдруг  вниз, при разговоре лишь употребляя  младенческие или облегченные  слова. Почти совсем нет существительных.  Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И  предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

    IX. Двигательная активность. Во время  адаптационного процесса довольно  редко сохраняется в пределах  нормы. Ребенок сильно заторможен  или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

                 10

    X. Сон. Вначале сон отсутствует  совсем, и в тихий час малыш  как "ванька-встанька". Его не  успеваешь уложить, как он уже  сидит, рыдая, на кровати. По  мере привыкания к детсаду  ребенок начинает засыпать. Но  сон, навряд ли, можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

    XI. Аппетит. Чем менее благоприятно  адаптируется ребенок, тем хуже  его аппетит, отсутствующий иногда  совсем, как будто бы ребенок  объявляет голодовку. Гораздо  реже Ваш малыш впадает вдруг  в другую крайность и ест  не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться [14, с. 27].

    Необходимо  также знать, что у ребенка  во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит  об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода [23, с. 56-61].

    Врачи и психологи различают 3 степени  адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

    Критерии  степени тяжести адаптации:

    ·  эмоциональное состояние малыша;

    ·  его отношение со сверстниками;

    ·  отношения со взрослыми;

    ·  сон и аппетит;

    ·  частота и длительность острых заболеваний.

    При легкой адаптации: все показатели нормализуются как правило к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.

    Адаптация определяется следующими факторами:

    ·  Состояние здоровья и уровень  развития ребенка. Здоровый, физически  развитый малыш обладает лучшими  возможностями адаптации. Нервно и  соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит  дети, хуже справляются с трудностями  адаптированного периода, у них  возникают стрессовые состояния  и как следствие они часто  болеют.

                11

    ·  Возраст ребенка на момент поступления  в ДДУ [12, с. 2]

Разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь.. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

    К тому же вспомните еще о кризисе  трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Надо знать, что в это время ваш малыш  впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам  проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая  перед нами свою личность, и психика  его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств  окружающей среды.

    И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается  в родителях, в понимании его, а главное - поддержке, когда надо и необходимо щадить его ослабленную  нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической  нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще  один тяжелый груз - груз адаптации  к детсаду, не понимая, что все  это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

    Надо  помнить, что возможность неблагоприятной  адаптации у малыша обычно резко  возрастает, когда в анамнез у  ребенка имеется ряд неблагоприятных  факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска". Ребенку  с тяжелой адаптацией, помимо родителей  и воспитателей, поможет только педиатр  или узкий специалист.

    Полярным  типом для тяжелой адаптации  является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой  обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

    Помимо  двух полярных типов адаптации, имеется  еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий  обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней  тяжести течения периода различных  адаптационных изменений в детском  организме.

    При этом типе адаптации ребенок в  среднем адаптируется к новому организованному  коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает  без каких-то осложнений, что может  служить главным признаком отличия  указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.  
 

                12 

    При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем  раньше он назначит корригирующие мероприятия  ребенку, тем меньше вероятность, что  малыш заболеет, а значит, адаптация  его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы.

    Особенной уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку  именно в этот период малышу очень  тяжело "оторваться" от мамы. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребенка - способствует формированию таких важных качеств личности: как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Привязанность к матери начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально личностных связей с близкими, особенно матерью. В 7 месяцев ребенок регулирует на уход матери отчетливым волнением, беспокойством, тревогой [13, с. 54].

    В период с 7 мес. до 1,5 лет привязанность  к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке  с мамой становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как  страх одиночества. В 8 месяцев малыш  начинает бояться незнакомых взрослых, прижимается к матери - страх перед чужими длится до 1 года 2 мес. В последующие месяцы дети спокойнее воспринимают других людей. Именно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев у ребенка обостряются и совпадают два страха - перед родной матерью и перед незнакомыми взрослыми.

      В этом возрасте дети особенно  тяжело адаптируются к яслям,  и родителям следует это учесть. Дети 2-3 лет испытывают страх перед  незнакомыми людьми и новыми  ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной  адаптации ребенка и яслям.  Нередко боязнь новых людей  и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более  возбудимым, ранимым, плаксивым,  он чаще болеет. Мальчики 3-5 лет  более уязвимы в плане адаптации,  чем девочки, поскольку в этот  период более привязаны к матери  и более болезненно реагируют  на разлуку с ней. Итак, адаптация  ребенка к новым для него  условиям среды - тяжелый и  болезненный процесс, сопровождающийся  рядом негативных сдвигов в  детском организме, затрагивающий  все его уровни.

    Большое значение имеет контакт родителей  с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о  его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. 
 
 

                13

    1.3 Организация работы в адаптационный  период детей раннего возраста  
 

    В современной педагогике организация  работы в адаптационный период раннего  детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического  здоровья детей, увязывание домашнего  режима дня с условиями новой  среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы  облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать  для него особый эмоциональный климат.

    Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в  период адаптации. Однако эти меры облегчают  уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих  его. Вместе с тем ясно, что гораздо  важнее, организовать уход за детьми и  воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического  и психического состояния малышей  имеют, прежде всего, психологическую  природу и находятся в сфере  социальных отношений ребенка с  окружающим миром. Это признают и  медики, и педагоги, и психологи.

Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения