Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [5, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности
1 Теоретические
основы проблемы адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного
учреждения
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [5, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [5, с. 6].
Адаптация
неизбежна в тех ситуациях, когда
возникает противоречие между нашими
возможностями и требованиями среды.
Выделяют три стиля, с помощью
которых человек может
а)
творческий стиль, когда человек
старается активно изменять условия
среды, приспосабливая ее к себе, и
таким образом
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [7, с. 187].
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения
или нарушения в установленном
порядке жизни малыша незамедлительно
сказываются на его поведении. Это
объясняется тем, что жизненный
опыт ребёнка невелик и
Резкое
и значительное изменение в жизни
ребёнка, например переход в детское
учреждение, приводит к серьёзным
нарушениям его поведения и развитию
отрицательных реакций. У ребёнка
может измениться целый ряд
5
сложившихся
привычек, перестроиться ранее
Характер
поведения в адаптационный
Дети
в возрасте 6-9 месяцев болезненно
реагируют на разрушение таких устоявшихся
привычек, как сосание соски, пустышки,
укачивание перед сном, длительное
пребывание на руках у взрослых.
Чтобы облегчить жизнь малыша
этого возраста, в адаптационный
период можно оставлять ему
Дети
в возрасте от 10 месяцев до 1 года
6 месяцев трудно переносят расставание
с близкими, отказываются от контактов
с незнакомыми взрослыми и
детьми. Сон их становится прерывистым
и беспокойным. Нарушается аппетит
ребёнка, он часто отказывается от кормления,
во время приёма пищи наблюдаются
случаи рвотных позывов. Разрушаются
ранее приобретённые привычки: ребёнок
перестаёт проситься на горшок, речь
его затормаживается. Встречаются
случаи, когда дети, начавшие ходить
в домашних условиях, в детском
саду переходят на ползание. Можно
также отметить и другие регрессивные
изменения более глубокого
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер
адаптационного периода зависит
также от предшествующего опыта
малыша, то есть от наличия или отсутствия
тренировки его нервной системы
в приспособлении к меняющимся условиям
жизни. Дети, которые живут в многодетных
семьях, в семьях с многочисленными
родственниками, значительно быстрее
привыкают к новым условиям, чем
дети, жизнь которых протекала
в однообразной обстановке, была ограничена
небольшим кругом взрослых.
6
Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая
группа - это дети, у которых преобладает
потребность в общении с
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].
На
процесс адаптации ребенка
·
достигнутый уровень
· состояние здоровья,
· степень закаленности,
· сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
· личностные особенности самого малыша,
·
уровень тревожности и
Период
приспособления имеет важное значение
для развития ребёнка.
Адаптация
обычно протекает сложно с массой
негативных сдвигов в детском
организме. Эти сдвиги происходят на
всех уровнях, во всех системах. Обычно
видна надводная часть
А если бы родители знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно, как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Если
бы удалось сравнить одним и тем
же методом исследования всю силу
стресса, ощущаемую малышом в
период адаптации к организованному
коллективу, с силой стресса космонавта,
отправляющегося в полет, результаты
ошеломили бы. Они были б просто
идентичны [5, с. 58].
7
Если
выраженность стресса у ребенка
минимальна, в скором времени Вы
позабудете о негативных сдвигах
адаптационного процесса и о том,
что беспокоит родителей
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.
I.
Отрицательные эмоции - как правило,
важнейший компонент ЭП, встречающийся
в основном у каждого ребенка,
впервые адаптирующегося к
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду.
8
Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего
существования
на свете. Поэтому он многого боится,
и страх преследует его буквально
по пятам, гнездится в нем самом.
Малыш боится неизвестной обстановки
и встречи с незнакомыми
Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.. Малыш боится.. Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
III.
Гнев. Порой на фоне стресса
у ребенка вспыхивает гнев, который
прорывается наружу, написанный
буквально на лице. В такой
момент малыш, словно
IV.
Положительные эмоции - противовес
всем отрицательным эмоциям и
главный выключатель их. Они сравнимы
только лишь с рассветом,
V.
Социальные контакты. Уже в три
года малыш обычно любит
Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения