Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:51, реферат
Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства……………………………………………………………………….
5
Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка……………………………
15
Заключение………………………………………………………..............…
23
Литература…………………………………………………………………...
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство иждивенчество и полукриминальный образ жизни родителей оказывается превалирующими факторам влияния на ребенка.
Вместе с тем, семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с ней, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из под влияния семьи вызвано, как правило, слабыми межличностными связями между родителем и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влияния отца и матери.
Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция перепоручения функции воспитания элитным и дорогостоящим учебным учреждениям или гувернерам, а с другой стороны невыполнение семьей своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения. Процесс социализации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах и мнениях членов семьи.
По данным исследования Шипицына, каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями, число подростков постоянно вступающих в конфликты с родителями примерно составляет 60%. Случаи возникновения противоречий большинство матерей и отцов - 61% проводят с детьми серьезные разговоры, 19% - лишают их удовольствий, а 6% применяют физические наказания. Судя по полученным данным, родители с низким образовательным уровнем в большей степени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе и к физическим наказаниям.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что неблагоприятно для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарного - командного стиля общения с детьми, широкой распространенности наказания (в том числе и физических), по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
За последние годы снизились возможности семьи в обеспечении таких насущных потребностей детей как питание, приобретение одежды и обуви (также по данным исследования Шипицына). Что касается реальных возможностей семьи расходовать деньги на воспитательные цели - культурное, эстетическое, и художественное развитие детей, организацию их свободного времени, то они весьма ограниченны. Ухудшение материального положения большинства российских семей привело к тому, что в группу риска по малообеспеченности в настоящий момент попадают семьи не только с ребенком инвалидом, многодетные семьи и семьи, безработных, но и молодые и неполные семьи.
В труднейших материальных условиях находятся:
По данным Абрамовой, с каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической обстановке оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Среди наиболее важных социально-экономических причин, Вершловский и Шипицына выделяют следующие:
- падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
- сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
- нерешенная жилищная проблема;
- резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
- усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
На наш взгляд, все это является негативными факторами для благополучного развития и формирования личности и приводит к возникновению проблемы трудного детства в современной семье.
Заключение.
Роль семьи в формировании личности ребенка не вызывает сомнения. Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностного взаимодействия, Любое нарушение в семейных отношениях ведёт к невыполнению этих функций, смещает их вплоть до искажения. Это нарушение, по мнению таких психологов как Мухина, Силяева, Овчарова, может быть вызвано неправильным стилем воспитания. При этом, иногда в современных семьях встречается ни один стиль воспитания, а несколько (со стороны отца, бабушки, дедушки и др.). Это также негативно сказывается на ребёнке.
Кроме этого, как считают Адлер, Зверева, Андреева, Овчарова, отсутствие отца в семье тоже является одним из главных источников трудного детства для ребёнка.
В нашем исследовании мы рассматривали неблагополучные семьи. Ущерб, наносимый ребёнку в неблагополучной семейной обстановке, невосполним. У детей такая обстановка развивает неспособность к восприятию любых положительных воздействий, разного рода фобии, агрессию, замкнутость, конфликтное мироощущение, вплоть до человеконенавистничества. Она формирует низкий уровень самоуважения и низкую самооценку и самоконтроль. Из-за этого дети легче подчиняются негативным давлениям извне, утрачивают способность к самосоциализации. Наряду с неблагополучными семьями, такие психологи как Силяева, Мухина и другие, рассматривают и благополучные семьи, как источник неблагоприятного развития ребенка.
У детей, воспитывающихся в детских домах или в приёмных семьях, довольно часто встречаются проблемы в развитии. Психологические исследования Зверевой, Куликовой, Мухиной, Андреевой доказали, что потребность иметь родителей - одна из сильнейших потребностей ребёнка. Но новая семья, усыновившая ребёнка, не всегда является благоприятной для него. Здесь вновь возникает проблема трудного детства в семье.
Исследовав литературу по проблеме нашего исследования, мы придерживаемся мнения Андреевой, Акчурина, Адлера, что семья, родители - первое зеркало человеческого общения, первая ступень социализации, условие и источник развития будущей личности. Именно от семьи зависит, как будет протекать процесс социализации ребёнка.
По мнению Шипицыной, семья нередко становится для ребёнка той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется злобность и ненависть по отношению к людям. В условиях экономической и бытовой неуверенности возникает тревога: в состоянии ли современная семья воспитать полноценную личность. За последние годы снизились возможности семьи в обеспечении насущных потребностей детей. По данным Абрамовой, с каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных, семей.
Из вышеприведённых примеров мы сделали вывод, что социально - экономические проблемы в современной семье являются наиболее важными причинами неблагополучного развития ребёнка.
Литература
1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология» М.: Академия 1999 | |
2. Андреева «Семейная академия» | |
3. Дружинин «Психология семьи», М: «КСП», 1996 | |
4. Зверева О.Л. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М.: Академия 1999 | |
5. Каптерев П.Ф. «О семейном воспитании» М.: Академия 2000 | |
6. Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» М.: Академия 1999 | |
7. Макаренко А.С. «О воспитании», М 1988 | |
8. Мухина В.С. «Возрастная психология», М 1997г | |
9. Овчарова Р.В. «Семейная академия: вопросы и ответы» М.: Просвещение 1996г. | |
10. Овчарова Р.В. «Социально-педагогическая запущенность в детском саду» | |
11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под редакцией Силяевой Е.Г. М.: Академия 2002 | |
12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» М.: Просвещение 1992 | |
Семейное воспитание: Хрестоматия/Составитель Лебедев П.А. М.: Академия 2001 Шипицына Т.А. «Дети социального риска» |