Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:51, реферат
Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства……………………………………………………………………….
5
Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка……………………………
15
Заключение………………………………………………………..............…
23
Литература…………………………………………………………………...
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретический обзор литературы
по проблеме трудного детства…………………………………………………………… |
5 |
Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка…………………………… |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Литература…………………………………………………… |
25 |
Введение
В детские годы жизнь ребенка во многом, практически во всем, зависит от семьи. Именно в детстве начинает формироваться личность человека. Поэтому на родителей возлагается большая ответственность. Ведь как они воспитывают своего ребенка, какие примеры будут показывать, как будут относиться к нему, таким человеком он и будет в будущем. Роль семьи в формировании личности ни у кого не вызывает сомнения. Для ребенка семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет, как в коконе, первую четверть жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Говоря научным языком, семья для ребенка - первичная социальная микросреда.
Обычно, когда ведет речь о влиянии семьи на ребенка, берут не нормальные семьи, а аномальные, то есть те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но на наш взгляд, проблема трудного детства актуальна еще и потому, что неблагополучное развитие может возникнуть и в нормальной семье. Ведь существуют различные стили воспитания, которые для родителей могут казаться приемлемыми, а на практике оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Семья важна для ребенка, так как он обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отожествляя себя с родителями того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того- опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. И, если этот опыт будет неудачным, то в будущем ребенку будет трудно создать свою собственную семью.
Многие психологи, социологи, педагоги считают, что семья - важнейший институт социализации, но в каждой семье этот процесс протекает по-разному, и может случиться так, что при нарушениях в этот процессе опять же возникает проблема трудного детства. Таким образом, можно увидеть, что проблема трудного детства в современной семье является весьма актуальной в настоящее время.
Цель нашего научного исследования - определить, является ли современная семья условием формирования трудного детства для ребенка. Также мы выделили объект и предмет исследования. Объектом является современная семья в обществе, а предметом - проблема трудного детства в современной семье. Мы предполагаем, что современная семья влияет на неблагополучное развитие ребенка, что является нашей гипотезой.
Мы поставим перед собой следующие задачи:
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства
Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства. Иногда взрослые, не зная будущего ребенка и не познав его настоящего, строят слишком грубую схему, идеальную модель, готовят ему такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности. Если кратко сказать, то ребенку для полноценного развития необходимы: нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту, деятельность.
Надо отметить, что не только неблагополучие в семье, но и безмерная любовь и тепличные условия могут испортить ребенка. Представьте нормального здорового ребенка, который живет в прекрасных условиях, видит перед собой только положительные примеры и слышит усладительные педагогические речи, но сам ничего не делает. Он вырастет всезнающим, но ничего не умеющим и многого не понимающим. Из этого можно сделать вывод, сто психические особенности человека формируются в его активном воздействии с окружающей средой, в деятельности и общении. Но не стоит забывать и о наследственности. конечно, биологические задатки не определяют абсолютно психические свойства и черты личности, но они обуславливают пути и способы развития последних, влияют на достижения ребенка. Это говорит о том, что при воспитании, наследственность необходимо трезво учитывать.
Проблема трудного детства, по мнению Силяевой, может возникнуть в семьях различного типа, как в неблагополучных, так и в благополучных.
В благополучных семьях проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющими условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи (снисходительная, потворствующая гиперпротекция и чрезмерная опека); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Из этого можно сделать вывод, что и в благополучной семье могут возникнуть проблемы, которые нарушают благополучное развитие ребенка и могут отрицательно отразиться на его психике.
В неблагополучных семьях психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи Овчарова разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные.
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь не на какие уступки или компромиссные решения.
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например: отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь, отсутствие средств на содержание семьи и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств.
В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
В выше перечисленных типах семей психологические проблемы и трудные ситуации в первую очередь сказываются на психике ребенка, впоследствии чего, у него могут возникнуть сложности при создании своей собственной семьи.
Трудным можно назвать детство ребенка, лишенного семьи. Речь идет о детях - сиротах. Ранее сиротой считали ребенка умерших родителей. В настоящее же время отряд сирот пополнился за счет социальных сирот-детей, осиротевших при живых родителей. Очень печальные причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье; слабость нравственных устоев и негативные условия связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребенка). Все это негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.
Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.
Большинство семей где дети лишены попечения родителей, характеризует социальное неблагополучие, низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни и т.д.
У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка, снижается общий психический тонус, нарушается процесс саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательное взаимодействие и как результат, тормозится интеллектуальное поведение.
Психологические исследования таких психологов как Зверева, Мухиной, Куликова и др. убедительно доказали, что потребность иметь маму и папу - одна из сильнейших потребностей ребенка, а поэтому наилучшая замена собственной семьи - новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребенка, по мнению Куликовой, усыновление. Но и здесь еще неизвестно как сложится судьба ребенка. И вновь возникает проблема трудного детства. Процесс вживания ребенка в приемную семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует время. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе и регрессивные нарушения. А при отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).
Зверева говорит о том, что у взрослых, принявших в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся с ним отношения, которые могут различаться у разных членов семьи и которым реальный ребенок не соответствует, что вызывает тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельности. К тому же приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновленного ребенка. Они склонны предъявлять ему повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. Не добившись реальных и быстрых результатов воспитания, коррекции развития ребенка, некоторые приемные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.
Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этого итога - душевная травма у ребенка. Как потом сложиться его судьба? Вряд ли неудачное усыновление добавит в не счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент - велика.
Также следует отметить проблему, которая часто встречается у детей - сирот и детей, воспитывающихся вдали от родителей, это их одиночество. Многие считают, что детские годы самые счастливые, что детство - лучшая пора. По мнения Поворинской, такое убеждение сложилось от того, что взрослые не замечают детского горя, волнения, обиды, несчастья. Не зная детей, не вдумываясь в их жизнь, они полагают, что у них нет запросов от жизни, а потому дети живут хорошо и счастливо. Но это далеко не так. Такая проблема встречается и у детей, воспитывающихся в родной семье. Сколько горьких минут, сколько тяжелых обид переживают дети, и взрослые не знают об этом не потому, что дети не могут рассказать об этом, а потому что взрослые сами не умеют догадаться об этом, занятые своей личной жизнью. Вглядитесь в наши семьи, где дети окружены полнейшим комфортом, и часто вы встретите там скучающих, тоскующих, одиноких детей. Нет тяжелее зрелища такого заброшенного ребенка.
Надо сказать, что большой риск развития отклоняющего поведения содержат в себе стили семейного воспитания. Мухина выделяет следующие стили: