Проблема трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства……………………………………………………………………….

5
Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка……………………………

15
Заключение………………………………………………………..............…
23
Литература…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

трудное детство.doc

— 295.02 Кб (Скачать)

 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства……………………………………………………………………….

 

5

Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для  ребенка……………………………

 

15

Заключение………………………………………………………..............…

23

Литература…………………………………………………………………...

25


 

 

Введение

 

В детские годы жизнь ребенка во многом, практически во всем, зависит от семьи. Именно в детстве начинает формироваться личность человека. Поэтому на родителей возлагается большая ответственность. Ведь как они воспитывают своего ребенка, какие примеры будут показывать, как будут относиться к нему, таким человеком он и будет в будущем. Роль семьи в формировании личности ни у кого не вызывает сомнения. Для ребенка семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет, как в коконе, первую четверть жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Говоря научным языком, семья для ребенка - первичная социальная микросреда.

Обычно, когда ведет речь о влиянии семьи на ребенка, берут не нормальные семьи, а аномальные, то есть те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но на наш взгляд, проблема трудного детства актуальна еще и потому, что неблагополучное развитие может возникнуть и в нормальной семье. Ведь существуют различные стили воспитания, которые для родителей могут казаться приемлемыми, а на практике оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Семья важна для ребенка, так как он обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отожествляя себя с родителями того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того- опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. И, если этот опыт будет неудачным, то в будущем ребенку будет трудно создать свою собственную семью.

Многие психологи, социологи, педагоги считают, что семья - важнейший институт социализации, но в каждой семье этот процесс протекает по-разному, и может случиться так, что при нарушениях в этот процессе опять же возникает проблема трудного детства. Таким образом, можно увидеть, что проблема трудного детства в современной семье является весьма актуальной в настоящее время.

Цель нашего научного исследования - определить, является ли современная семья условием формирования трудного детства для ребенка. Также мы выделили объект и предмет исследования. Объектом является современная семья в обществе, а предметом - проблема трудного детства в современной семье. Мы предполагаем, что современная семья влияет на неблагополучное развитие ребенка, что является нашей гипотезой.

Мы поставим перед собой следующие задачи:

  1. Дать теоретико-методологическое обоснование проблеме трудного детства в современной семье.
  2. Выявить причины, влияющие на неблагополучное развитие ребенка в семье.
  3. Определить источники трудного детства для ребенка, проживающего в современной семье.

 

Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства

 

Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства. Иногда взрослые, не зная будущего ребенка и не познав его настоящего, строят слишком грубую схему, идеальную модель, готовят ему такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности. Если кратко сказать, то ребенку для полноценного развития необходимы: нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту, деятельность.

Надо отметить, что не только неблагополучие в семье, но и безмерная любовь и тепличные условия могут испортить ребенка. Представьте нормального здорового ребенка, который живет в прекрасных условиях, видит перед собой только положительные примеры и слышит усладительные педагогические речи, но сам ничего не делает. Он вырастет всезнающим, но ничего не умеющим и многого не понимающим. Из этого можно сделать вывод, сто психические особенности человека формируются в его активном воздействии с окружающей средой, в деятельности и общении. Но не стоит забывать и о наследственности. конечно, биологические задатки не определяют абсолютно психические свойства и черты личности, но они обуславливают пути и способы развития последних, влияют на достижения ребенка. Это говорит о том, что при воспитании, наследственность необходимо трезво учитывать.

Проблема трудного детства, по мнению Силяевой, может возникнуть в семьях различного типа, как в неблагополучных, так и в благополучных.

В благополучных семьях проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющими условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи (снисходительная, потворствующая гиперпротекция и чрезмерная опека); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Из этого можно сделать вывод, что и в благополучной семье могут возникнуть проблемы, которые нарушают благополучное развитие ребенка и могут отрицательно отразиться на его психике.

В неблагополучных семьях психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи Овчарова разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные эмоциональные состояния.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь не на какие уступки или компромиссные решения.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например: отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь, отсутствие средств на содержание семьи и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств.

В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

В выше перечисленных типах семей психологические проблемы и трудные ситуации в первую очередь сказываются на психике ребенка, впоследствии чего, у него могут возникнуть сложности при создании своей собственной семьи.

Трудным можно назвать детство ребенка, лишенного семьи. Речь идет о детях - сиротах. Ранее сиротой считали ребенка умерших родителей. В настоящее же время отряд сирот пополнился за счет социальных сирот-детей, осиротевших при живых родителей. Очень печальные причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье; слабость нравственных устоев и негативные условия связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребенка). Все это негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Большинство семей где дети лишены попечения родителей, характеризует социальное неблагополучие, низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни и т.д.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка, снижается общий психический тонус, нарушается процесс саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательное взаимодействие и как результат, тормозится интеллектуальное поведение.

Психологические исследования таких психологов как Зверева, Мухиной, Куликова и др. убедительно доказали, что потребность иметь маму и папу - одна из сильнейших потребностей ребенка, а поэтому наилучшая замена собственной семьи - новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребенка, по мнению Куликовой, усыновление. Но и здесь еще неизвестно как сложится судьба ребенка. И вновь возникает проблема трудного детства. Процесс вживания ребенка в приемную семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует время. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе и регрессивные нарушения. А при отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

Зверева говорит о том, что у взрослых, принявших в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся с ним отношения, которые могут различаться у разных членов семьи и которым реальный ребенок не соответствует, что вызывает тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельности. К тому же приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновленного ребенка. Они склонны предъявлять ему повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. Не добившись реальных и быстрых результатов воспитания, коррекции развития ребенка, некоторые приемные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этого итога - душевная травма у ребенка. Как потом сложиться его судьба? Вряд ли неудачное усыновление добавит в не счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент - велика.

Также следует отметить проблему, которая часто встречается у детей - сирот и детей, воспитывающихся вдали от родителей, это их одиночество. Многие считают, что детские годы самые счастливые, что детство - лучшая пора. По мнения Поворинской, такое убеждение сложилось от того, что взрослые не замечают детского горя, волнения, обиды, несчастья. Не зная детей, не вдумываясь в их жизнь, они полагают, что у них нет запросов от жизни, а потому дети живут хорошо и счастливо. Но это далеко не так. Такая проблема встречается и у детей, воспитывающихся в родной семье. Сколько горьких минут, сколько тяжелых обид переживают дети, и взрослые не знают об этом не потому, что дети не могут рассказать об этом, а потому что взрослые сами не умеют догадаться об этом, занятые своей личной жизнью. Вглядитесь в наши семьи, где дети окружены полнейшим комфортом, и часто вы встретите там скучающих, тоскующих, одиноких детей. Нет тяжелее зрелища такого заброшенного ребенка.

Надо сказать, что большой риск развития отклоняющего поведения содержат в себе стили семейного воспитания. Мухина выделяет следующие стили:

  1. Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит в себе оправдание в необходимости подчинить ребенка, например, школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающего власть взрослого над ребенка. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей.
  2. Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое гласное, что необходимо для правильного социального развития ребенка,  - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, он конфликтен и труден. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладеть социальным пространством человеческих отношений.
  3. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на  ребенке:  из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни, из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка и т.д. добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться со сверстниками на равных. Скорее всего, в жизни он займет подчиненную позицию.
  4. Отчужденный стиль отношений (гипопротекция) в семье показывает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии. Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

Информация о работе Проблема трудного детства