Проблема трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Детство ребенка практически полностью связано с семьей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но многие психологи и педагоги считают, что современная семья может являться для ребёнка и источником трудного детства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме трудного детства……………………………………………………………………….

5
Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка……………………………

15
Заключение………………………………………………………..............…
23
Литература…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

трудное детство.doc

— 295.02 Кб (Скачать)

Кроме этих стилей семейного воспитания Силяева в своей классификации приводит и другие стили, которые негативно сказываются на судьбе ребенка.

Например, эмоциональное отвержение. Здесь отсутствует эмоциональная близость родителей и ребенка. У взрослых повышенные требования к ребенку и жесткий контроль, могут присутствовать строгие наказания. Ребенок при таком стиле воспитания растет мечтательным и жестоким, у него возникают трудности в общении, а также невротические расстройства.

Агрессивный стиль подразумевает жестокое обращение и отсутствие эмоциональной близости. Требования к ребенку предъявляются в открытой агрессии. При этом, присутствуют унижения и побои. Ребенок становиться эгоистичным. Он способен на жестокость и провокации.

При повышенной моральной ответственности (гиперсоциализации) у родителей пониженное внимание к ребенку, но при этом, высокие требования . они чрезмерно озабоченны будущим социальным статусом, учебными успехами своего ребенка. Дети в таких условия вырастают тревожно-мнительными.

Овчарова в своей книге: “Семейная академия вопросы и ответы” отвечает на вопрос: каковы  “семейные” причины трудного детства. Существуют ряд случаев, когда семейное воспитание становиться причиной неблагополучия ребенка.

Во-первых, это неполноценность самой семьи, либо по структуре (ребенок без папы и мамы, ребенок в псевдосемье, единственный ребенок.), либо по своему нравственному здоровью и микроклимату (“субботний ребенок”, ребенок пленник семейной драмы, “яблоко раздора”).

Во-вторых, это неправильное отношение родителей к ребенку, его воспитанию, связанное с их низким культурным и педагогическим уровнем или недостатком родительской любви, следует отметить мнение Каптерева. Он говорит, что родительская любовь, представляя в семейном воспитании ничем не заменимую силу, есть в тоже время и источник слабости. Она побуждает родителей слишком легко уступать всем желаниям детей, делает их капризными и избалованными, не знающими и не желающими знать, что другие люди имеют свои права и совершенно законные интересы. У родителей бедный, не располагающих средствами, отсутствие средств для  удовлетворения прихотей детей, накладывает узду на родительскую слабость к детям, ставит предел детскому эгоизму и требовательности. Если же родители богаты, располагают обширными средствами, то они избаловывают своих детей, потакают всем их прихотям, утверждают их в несчастной мысли о том, что всякое их желание, самое мимолетное, сумасбродное и нелепое, непременно должно быть исполнено, что весь мир обязан им служить и повиноваться. Такую родительскую любовь нужно вести в надлежащие границы, что бы она не вредила детям.

Неблагополучная для ребенка семья - не обязательно аморальная и асоциальная. Конечно, семья пьяницы и хулигана - большое зло. Но любая семья, где нарушена система “семья - ребенок”, должна рассматриваться как неблагополучная. И здесь Овчарова вводит такое понятие как педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. А еще хуже все вместе взятое, тяжелой ношей упавшее на маленького человека. Очень часто взрослые буквально наваливаются на ребенка  “всем миром” - папы и мамы, бабушки и дедушки, учителя и репетиторы. Иногда ими движет эгоистическое чувство: пусть наш ребенок будет не хуже других, а нам не будет за него стыдно. Ребенок один, а взрослых много, и он очень хрупок в своем состоянии. это “воспитательное взаимодействие”, лишенное гуманизма, может усугубить положение ребенка. Многие родители, не зная особенности состояния ребенка пытаются увеличить время на занятие с ним, стыдят, ругают, упрекают и т.д. не подозревая о том, что только усугубляют напряженность его эмоционально-психологического состояния.

Задумываемся над этой проблемой. У каждого третьего педагогически запущенного ребенка нет отца. Взяв на свои плечи воспитания ребенка мать старается, что бы он был не хуже других. Отсюда большая озабоченность проблемой заработка. А дети попадают на “круглые сутки” в “продленка”, и получая красивые костюмчики и новые игрушки, все больше теряют чувство защищенности, нежности и самооценки.

Большинство трудных детей испытали отлучение от матери, когда делать это было опасно, то есть до двухлетнего возраста. Ведь девочки до 2,5 а мальчики до 3,5 сохраняют беспокойство при разлуке с матерью.

Если молодая мама остаются одна, то можно представить, насколько усугубляется ситуация, прежде всего это “тревожная мама”. И тревожиться она по многочисленным поводам, а это само по себе неблагоприятный для эмоционального развития фактор.

Кроме того, некоторые матери, потеряв любимого человека, тяжело переживают свое одиночество. Всю свою любовь они концентрируют на ребенке. дети излишне опекаются, не приучаются к самостоятельности, не включаются  в посильные виды труда. Матери очень ревниво относятся к замечаниям воспитателей и учителей, мало контактируют с окружающими, замыкаются на своих обидах. В результате ребенок растет капризным, упрямым, эгоистичным, либо инертным, не самостоятельным, эмоционально не отзывчивым.

Исходя из анализа литературы по проблеме трудного детства в современное семье мы увидели, что большое влияние на то, как будет складываться судьба ребенка, каким будет его детство, оказывает тип воспитания. Такие психологи как  Мухина, Овчарова, Силяева считают, что во многих семьях присутствуют не один стиль воспитания, а сразу несколько, что также негативно сказывается на развитие ребенка. По мнению Адлера, Мухиной, Зверовой, Овчаровой, Силяевой, Андреевой неблагополучное развитие ребенка может возникнуть при отсутствии отца в семье, при негативном влиянии бабушки (дедушки), на воспитание ребенка.

Тип семьи (Силяева, Мухина) также может быть одним из факторов трудного детства.

Довольно часто встречается проблема у детей, которые воспитываются в детских домах или приемных семьях (Мухина, Зверева, Куликова, Андреева). Здесь по-разному слаживаются обстоятельства и бывают так, что родители возвращают приемных детей в детские дома. Это, конечно, оставляет след в душе ребенка.

В заключении, мы пришли к выводу, что семья является главным фактором, который влияет на формирование и развитие ребенка.

 

Глава II. Социальные и экономические проблемы в современной семье как источники трудного детства для ребенка

Говоря о социальных проблемах в современной семье, мы бы хотели обратить внимание на социализацию. Социализация это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (Андреева).

Семья важнейший институт социализации, но в каждой конкретной семье этот процесс протекает по-разному, потому что это персональная среда развития и жизни детей. Что собой являет это персональная среда, каким содержанием она наполнена - от этого во многом зависит, как будет протекать процесс социализации. Есть семьи, в которых взрослые стремятся не столько формировать личность ребенка, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь близости, понимания. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни, через тренировку его воли, обучению нужным и полезным умениям. В некоторых семьях это дополняется навязчивым стремлением контролировать не только поведение, но и мысли, внутренний мир детей. На наш взгляд это может привести к острым конфликтным ситуациям. Так же, мы хотели бы отметить, что есть родители, рассматривающие своих детей, как воск, из которого они собираются лепить личность. И если ребенок сопротивляется, его наказывают, бьют, лишая таким способом своеволия.  К сожалению, много и таких семей, в которых дети остаются без надзора родителей и оказываются в асоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их формирование и развитие. Конечно, в этом случае  трудно рассчитывать на благополучное развитие ребенка.

Процесс социализации начинающийся в семье, процесс превращения ребенка в гражданина и члена общества, это еще и одновременно реализация воспитательного потенциала семьи. Но, по мнению Андреевой, формирование ребенка в семье происходит не только в результате  целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с сестрой или братом и т.д. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлению его родителей о желаемом поведении, как  и не все модели поведения, взятые собственно от отца или матери, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку. Он впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Пример родителей - первый социальный образец, на который ориентирован ребенок, на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений.

В нашем исследовании, мы придерживаемся мнения Акчурина о том, сто для ребенка принципиально значимо поведение, образ мыслей и действий, взрослых в семье и за ее пределами. Дети пристально наблюдают и прислушиваются, они исследуют взрослых порой более интенсивно и заинтересованно, чем взрослые их,  они черпают образцы для подражания не из душеспасительных бесед родителей, а из стиля той жизни, которую родители ведут. Наследуя эту проблему, мы пришли к выводу, что какими бы малозначительными не казались взрослым их собственные поступки и высказывания, именно они - модель будущего характера ребенка. Также, на наш взгляд, плохо, когда в семье превалирует так называемое «предпонятийное мышление». Оно характеризуется недоверием к другим людям, враждебностью ко всему новому, плохим знанием реальности своего мира; «фамилизмом» - то есть доверием и привязанностью, прежде всего к кровнородственным связям; неумением представить перспективы развития и др. Отношение в такой семье, ее воспитательный потенциал не могут соответствовать нормам открытого демократического общества и будут характеризоваться скорей конфликтностью, агрессивностью, конфрантационностью. Вследствие этого развитие ребенка будет нарушаться, он будет воспитываться агрессивным, замкнутым, конфликтным с окружающим миром.

Говоря о социализации и о ее проблемах, связанных с этой проблемой, мы бы хотели обратить внимание на асоциальную семью. Макаренко отмечал, что семья направлять развитие детей, прежде всего, характером, взаимоотношением между младшим и старшим поколениями, а также теми педагогическими средствами, которые сознательно применяются взрослыми для достижения воспитательных целей. Но семья создает личность ребенка и всем стилям своей жизни, своим общим тоном. В семье, где доверие к родителям непререкаемо, а стремление  подражать возникает рано, дети невольно попадают под влияние родительской психологии - их социальных и индивидуальных установок, отношений, взглядов на явление людей. Это влияние усиливается и осложняется тогда, когда наблюдается восхождение между правильным словесным воспитанием и реальными делами. Когда нормы, с которыми дети знакомятся из книг и других сообществах, расходятся с образом жизни семьи в целом. Когда родители при детях высказывают свое пренебрежение к важнейшим заповедям, игнорируя правила нравственности и гуманного поведения. Семейное неблагополучие такого рода состоит как раз в том, что пример, казалось бы «хороших родителей» и отличных семьянинов воспитывает детей, у которых формируются позиции бездушия и бездуховности, цинизма и вседозволенности.

В заключение, говоря о социализации, нам хотелось бы подчеркнуть роль отца в формировании у ребенка социального интереса. А.Адлер считает, что идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок - эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети дискотечных родителей научаться бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Продолжая далее говорить о социальных проблемах в современной семье мы поднимаем такую проблему, как критическое положение российской семьи. На наш взгляд, это является истинной причинной трудного детства ребенка. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико.

Такие психологи как Шипицына, Абрамова, Вершловский и другие считают, что к признакам социального кризиса относятся следующие проявления:

- Усиливающиеся расслоения общества, как результат перехода к рыночным отношениям, резко снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

- Развитие теневых рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

- Расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления как социального явления;

- Рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

- Приобщение молодежи к наркомании и токсикомании;

- Распространение подростковой и юношеской проституции;

- Рост подросткового юношеского суицида;

- Падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе.

На наш взгляд это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуально.

По мнению Шипицына, в наше непростое семья нередко становится той средой, где под влияние процессов происходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так как прежде. Ребенок впитывает эту семейно-этическую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих.

В Условиях экономической и бытовой неуверенности психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную?

О кризисном состоянии  семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к девальвации смысл семейной жизни, ее ориентация на воспитание детей.

Абрамова поднимает вопрос о педагогической безграмотности родителей, которая, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляя воспитание вслепую, интуитивно. Это также является неблагополучным фактором для развития ребенка.

Информация о работе Проблема трудного детства