Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:00, реферат
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
1. Характеристика основных подходов к проблеме готовности к школьному обучению………………………………………………………
2. Кризис семи лет как показатель перехода от дошкольного возраста к младшему школьному…………………………….
3. Компоненты готовности к обучению в школе………………
4. Особенности готовности к школьному обучению детей шестилетнего возраста………………………………………..
5. Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в школе…………………….
Вывод………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Личностная и
социально-психологическая
О субъективной
готовности к новой социальной позиции
или наличии внутренней позиции
школьника можно судить по общему
стремлению ребенка в школу, сопряженному
с его ориентацией на сущностные
моменты школьно-учебной
Личностная готовность выражается также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность , которая выявляется , по мнению Л.И. Божович , в том, что ребенок стремится к функции ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни, привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).
Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:
1.широкие социальные мотивы
учения, связанные с потребностями
ребенка в общении с другими
людьми, в их оценке и одобрении.
С желаниями ребенка занять
определенное место в системе
доступных ему общественных
2.мотивы, связанные непосредственно
с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей,
Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.
Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Обсуждая
проблему эмоционально-волевой
1) умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
2) умение ориентироваться на заданную систему требований;
3) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
4) умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Важность
эмоционально-волевой
В связи с переходом к обучению детей в школе с шестилетнего возраста растет необходимость вооружения педагогов знаниями об особенностях психического и физического развития детей данного возраста и построение учебно-воспитательной работы с учетом этих особенностей.
Успехи
шестилетнего ребенка в школе
во многом определяются его готовностью
к ней. Прежде всего, важно, чтобы
ребенок пошел в школу
Что касается интеллектуальной готовности к школе детей шести лет, то в исследованиях обнаружено, что шестилеткам доступно понимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научного знания, однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития», по Л.С. Выготскому, который писал: «Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, другой на семь с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону ближайшего развития.».
Обучение начинается задолго до поступления в школу, и элементы учебной деятельности начинают складываться еще в дошкольном возрасте. Используя эти особенности формирования учебной деятельности можно стимулировать процесс подготовки ребенка к школьному обучению, что дает возможность начать обучающий процесс в более раннем возрасте, т.е. способствовать становлению ребенка шестилетнего возраста как полноценного субъекта учебной деятельности.
Со смещением возрастных границ младшего школьного возраста приобретает особую актуальность и новый аспект проблема мотивационной готовности к школе. В ходе исследований Л.И. Божович обнаружила, что у детей 6-7 лет возникает тяга к школе желание учиться. Детей « привлекает именно учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка ,так и для окружающих его взрослых». Большое место Л.И. Божович уделяет развитию познавательной потребности.
Д.Б. Эльконин выделил следующие мотивы, характерные для детей шестилетнего возраста:
1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;
2) широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;
3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;
4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (подчинение к требованиям взрослых и т.п.);
5) мотив получения высокой отметки.
К шести
годам происходит оформление основных
элементов волевого действия, необходимого
для полноценной учебной
Все эти данные свидетельствуют о возможности эффективного обучения детей в школе, начиная с шести лет при условии грамотной организации учебной деятельности детей данной возрастной категории. Это позволит удовлетворить потребность ребенка в новой социальной позиции (взять на себя роль ученика) и раньше перейти к более к более сложным формам обучения.
Однако
следует помнить, что большинство
шестилетних детей, приходя в
школу с ярко выраженным желанием
учиться, смутно представляют конкретные
формы и содержание обучения. Такие
представления в высшей степени
формальны. В реальном столкновении
с действительностью
Наблюдения физиологов, психологов, педагогов показывает, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, которая заключается во вживании ребенка в новую для него социальную роль ученика, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению.
Уровень готовности детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта и т.д.
На основе результатов исследования определяется уровень готовности к школе:
n ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;
n ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится)выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Углубленное
обследование детей осуществляется
перед поступлением в школу (апрель
– май), на основе которого делается
заключение о готовности детей к
школе. В условиях разно уровневой дифференциации
психолого-медико-
Первоначальный этап пребывания в школе – это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям, который представляет собой процесс активного приспособления к новой социальной среде с приложением специальных усилий. В этот период у детей могут возникать функциональные отклонения, которые в подавляющем большинстве случаев при нормальном протекании процесса адаптации проходят как бы сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Признаками функциональных отклонений являются зажатость, скованность (или, наоборот, излишняя подвижность, крикливость), нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др.
Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе:
1) высокий уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; адекватно воспринимает требования взрослых, учебный материал усваивает легко, полно, глубоко; внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной учебной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение
2) средний уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками
3) низкий уровень адаптации – ребенок отрицательно или индифферентно (равнодушно) относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учебный материал осваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; необходим постоянный контроль со стороны; пассивен; близких друзей не имеет.
Под психологической
готовностью к школьному
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной
готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению