Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:00, реферат

Краткое описание

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Оглавление

1. Характеристика основных подходов к проблеме готовности к школьному обучению………………………………………………………
2. Кризис семи лет как показатель перехода от дошкольного возраста к младшему школьному…………………………….
3. Компоненты готовности к обучению в школе………………
4. Особенности готовности к школьному обучению детей шестилетнего возраста………………………………………..
5. Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в школе…………………….
Вывод………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.04 Кб (Скачать)

Личностная и  социально-психологическая готовность – еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.

О субъективной готовности к новой социальной позиции  или наличии внутренней позиции  школьника можно судить по общему стремлению ребенка в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.

Личностная  готовность выражается также в отношении  ребенка к школе, к учебной  деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность , которая выявляется , по мнению Л.И. Божович , в том, что ребенок стремится к функции ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни, привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).

Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:

1.широкие социальные мотивы  учения, связанные с потребностями  ребенка в общении с другими  людьми, в их оценке и одобрении.  С желаниями ребенка занять  определенное место в системе  доступных ему общественных отношений.

2.мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или  познавательные интересы детей,  потребность в овладении новыми  умениями. Навыками и знаниями.

Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности  – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает  критерием готовности к школьному  обучению.

Эмоционально-волевая  готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Обсуждая  проблему эмоционально-волевой готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:

1) умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

2) умение ориентироваться на заданную систему требований;

3) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

4) умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Важность  эмоционально-волевой готовности обусловлена  тем, что от первоклассника потребуется  делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует  учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая  готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у  ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности готовности к школьному обучению детей шестилетнего возраста

В связи  с переходом к обучению детей  в школе с шестилетнего возраста растет необходимость вооружения педагогов знаниями об особенностях психического и физического развития детей данного возраста и построение учебно-воспитательной работы с учетом этих особенностей.

Успехи  шестилетнего ребенка в школе  во многом определяются его готовностью  к ней. Прежде всего, важно, чтобы  ребенок пошел в школу физически  развитым, здоровым, с набором качеств, необходимых для достижения положительного результата в овладении учебной  программой. В этом возрасте происходит интенсивное анатомо-физиологическое  созревание организма – двигательной сферы, физических качеств (выносливости, ловкости, силы и др.). Однако созревание организма шестилеток еще далеко не закончено, организм чувствителен ко всякого рода негативным воздействиям окружающей ребенка среды, и это важно учитывать при организации учебного процесса, определении физической и умственной нагрузки и др.

Что касается интеллектуальной готовности к школе  детей шести лет, то в исследованиях  обнаружено, что шестилеткам доступно понимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научного знания, однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники  достигают только, если обучение в  этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону  ближайшего развития», по Л.С. Выготскому, который писал: «Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, другой на семь с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону ближайшего развития.».

Обучение  начинается задолго до поступления  в школу, и элементы учебной деятельности начинают складываться еще в дошкольном возрасте. Используя эти особенности формирования учебной деятельности можно стимулировать процесс подготовки ребенка к школьному обучению, что дает возможность начать обучающий процесс в более раннем возрасте, т.е. способствовать становлению ребенка шестилетнего возраста как полноценного субъекта учебной деятельности.

Со смещением  возрастных границ младшего школьного  возраста приобретает особую актуальность и новый аспект проблема мотивационной  готовности к школе. В ходе исследований Л.И. Божович обнаружила, что у детей 6-7 лет возникает тяга к школе желание учиться. Детей « привлекает именно учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка ,так и для окружающих его взрослых». Большое место Л.И. Божович уделяет развитию познавательной потребности.

Д.Б. Эльконин выделил следующие мотивы, характерные для детей шестилетнего возраста:

1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;

2) широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;

3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (подчинение к требованиям взрослых и т.п.);

5) мотив получения высокой отметки.

К шести  годам происходит оформление основных элементов волевого действия, необходимого для полноценной учебной деятельности школьника: ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план, проявить усилия по его выполнению и преодолению препятствий на пути к достижению цели, оценить  результат своего действия. Шестилетний ребенок способным соподчинять мотивы, что позволяет ребенку действовать по моральным правилам при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Все эти  данные свидетельствуют о возможности  эффективного обучения детей в школе, начиная с шести лет при  условии грамотной организации  учебной деятельности детей данной возрастной категории. Это позволит удовлетворить потребность ребенка в новой социальной позиции (взять на себя роль ученика) и раньше перейти к более к более сложным формам обучения.

Однако  следует помнить, что большинство  шестилетних детей, приходя в  школу с ярко выраженным желанием учиться, смутно представляют конкретные формы и содержание обучения. Такие  представления в высшей степени  формальны. В реальном столкновении с действительностью положительное  отношение к школе может укрепиться, стать содержательным или, напротив, разрушиться, превратиться в нейтральное или даже отрицательное. 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в школе

Наблюдения  физиологов, психологов, педагогов  показывает, что среди первоклассников  есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с  трудом адаптируются к новым для  них условиям жизни, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с  школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, которая  заключается во вживании ребенка  в новую для него социальную роль ученика, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению.

Уровень готовности детей к школе может  определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта и т.д.

На основе результатов исследования определяется уровень готовности к школе:

n   ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;

n   ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится)выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель – май), на основе которого делается заключение о готовности детей к  школе. В условиях разно уровневой дифференциации психолого-медико-педагогическая комиссия может сформировать классы первого, второго, третьего уровня.

Первоначальный  этап пребывания в школе – это  период социально-психологической  адаптации ребенка к новым  условиям, который представляет собой процесс активного приспособления к новой социальной среде с приложением специальных усилий. В этот период у детей могут возникать функциональные отклонения, которые в подавляющем большинстве случаев при нормальном протекании процесса адаптации проходят как бы сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Признаками функциональных отклонений являются зажатость, скованность (или, наоборот, излишняя подвижность, крикливость), нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др.

Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе:

1) высокий уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; адекватно воспринимает требования взрослых, учебный материал усваивает легко, полно, глубоко; внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной учебной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение

2) средний уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками

3) низкий уровень адаптации – ребенок отрицательно или индифферентно (равнодушно) относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учебный материал осваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; необходим постоянный контроль со стороны; пассивен; близких друзей не имеет.

 

 

Вывод

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе  образных и нравственных, соответствующее  речевое развитие, познавательная активность.

Под личностной готовностью понимается наличие  развитой учебной мотивации, навыков  общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Для подготовки ребенка к успешному школьному  обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика  школьной готовности и подготовка до школы.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Информация о работе Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению