Проблема приспособления к новой культурной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс межкультурной адаптации личности.
Предмет исследования - культурный шок и специфики его преодоления.
Цель исследования – определить проблемы приспособления к новой культурной среде.

Оглавление

Введение 3
1. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 5
2. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 8
3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 15
4. Подготовка к межкультурному взаимодействию 18
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по науке и образованию  РФ

ГОУ ВПО  Саратовский Государственный Технический  Университет

Институт  социального и производственного  менеджмента

Факультет управления социальными системами 

Кафедра «Менеджмент туристического бизнеса» 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине: Социальная психология на тему:

«Проблема приспособления к новой культурной среде» 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. СКС-21

Левченко  Д. 

Проверил:

Петров  Д.В. 
 
 
 
 

Саратов 2009

Содержание 

Введение 3

1. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 5

2. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 8

3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 15

4. Подготовка к межкультурному взаимодействию 18

Заключение 23

Список используемой литературы 25

 

Введение 

      Актуальность проблемы изучения межкультурной адаптации связана с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в нашей стране и во многих других странах в последнее время. Характерным признаком новой социально-психологической реальности является рост профессиональных и образовательных контактов, этнических миграций, развитие туризма и других видов активности, связанных с межкультурным взаимодействием и общением. В этих условиях подвергаются проверке устоявшиеся представления человека о себе, своем месте в социальной среде, отношения к миру и людям.

      Вхождение в новую социокультурную среду  сопровождается определенными процессами в самосознании человека такими, как  изменение социальных стереотипов. Поэтому сегодня проблема адаптации к новой культурной и этнической среде находится в центре внимания психологов многих стран.

      Социально-психологическую адаптации в условиях межкультурного взаимодействия изучали такие ученые как В.В. Гриценко, Л.М. Дробижева, Л.В. Ключникова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.

      Объектом исследования является процесс межкультурной адаптации личности.

      Предмет исследования - культурный шок и специфики его преодоления.

      Цель  исследования – определить проблемы приспособления к новой культурной среде.

      Задачами  данной работы являются:

      1. рассмотреть понятие «культурный» шок и описать этапы межкультурной адаптации;

      2. выявить факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде;

      3. рассмотреть последствия межкультурных контактов для групп и индивидов;

      4. описать способы подготовки к межкультурному взаимодействию.

 

1. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации

      Термин  «культурный шок» был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами – потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности.

      Симптомы  культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, недостаток уверенности в себе, бессонница, чувство изнеможения, злоупотребление алкоголем и наркотиками, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям.

      Чаще  всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует обратить внимание и на его позитивную сторону хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста. Исходя из этого канадский психолог Дж. Берри даже предложил вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации»: слово шок ассоциируется только с негативным опытом, а в результате межкультурного контакта возможен и положительный опыт – оценка проблем и их преодоление.

      Как правило, проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации визитеров.

      Первый  этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется  энтузиазмом, приподнятым настроением  и большими надеждами. Действительно, большинство визитеров стремятся учиться или работать за границей. Кроме того, их ждут на новом месте: ответственные за прием люди стараются, чтобы они чувствовали себя «как дома» и даже обеспечивают некоторыми привилегиями.

      Но  этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации непривычная  окружающая среда начинает оказывать  свое негативное воздействие. Например, приезжающие в нашу страну иностранцы сталкиваются с некомфортными с  точки зрения европейцев или американцев  жилищными условиями, переполненным общественным транспортом, сложной криминальной обстановкой и многими другими проблемами. Кроме подобных внешних обстоятельств, в любой новой для человека культуре на него влияют и психологические факторы: чувства взаимного непонимания с местными жителями и непринятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период «чужак» пытается убежать от реальности, общаясь преимущественно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями об «ужасных аборигенах».

      На  третьем этапе симптомы культурного  шока могут достигать критической  точки, что проявляется в серьезных  болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться в новой среде визитеры-неудачники «выходят из нее» – возвращаются домой раньше положенного срока.

      Однако  намного чаще визитеры получают социальную поддержку окружения и преодолевают культурные различия – изучают язык, знакомятся с местной культурой. На четвертом этапе депрессия  медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.

      Пятый этап характеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в  ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и мы можем говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации индивида на родине. Однако не следует отождествлять адаптацию в новой культурной среде с простым приспособлением к ней.

      Итак, пять этапов адаптации формируют U -образную кривую: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Но испытания даже успешно адаптировавшихся визитеров не всегда заканчиваются  с возвращением на родину, так как им приходится пройти через период реадаптации, испытать «шок возвращения».

      В первое время они находятся в  приподнятом настроении, рады встрече  с родственниками и друзьями, возможности  общаться на родном языке и т.п., но затем с удивлением отмечают, что особенности родной культуры воспринимаются ими как непривычные или даже странные. Так, некоторых немецких студентов, обучавшихся в нашей стране в советский период, по возвращении на родину очень раздражало, что немцы скрупулезно соблюдают «порядок», например, переходят улицу только на зеленый свет. И лишь постепенно они, как и другие визитеры, полностью приспосабливались к жизни в родной стране. По мнению некоторых исследователей, этапы реадаптации повторяют U -образную кривую, поэтому для всего цикла была предложена концепция W -образной кривой адаптации.

      Многочисленные  эмпирические исследования, проведенные  в последние годы, ставят под сомнение универсальность U- и W-образных кривых. Действительно, люди, попадая в новую культурную среду, не обязательно проходят через все этапы адаптации и реадаптации. Во-первых, культурный шок испытывают не все визитеры, хотя бы потому, что некоторые из них – туристы – обычно возвращаются домой до окончания первого этапа. Во-вторых, пребывание в чужой стране не обязательно начинается с «медового месяца», особенно, если своя и чужая культуры сильно отличаются друг от друга. В-третьих, многие визитеры не завершают процесса адаптации, так как уезжают, как только начинают ощущать симптомы культурного шока. В-четвертых, возвращение домой далеко не всегда оказывается травмирующим.

      Значительно отличается от описанного выше процесс  адаптации переселенцев, ведь им необходимо полностью интегрироваться в  культуре – достичь высокого уровня культурной компетентности, полностью  включиться в жизнь общества и даже трансформировать социальную идентичность.

      В психологии накоплены свидетельства  о значительных различиях в протекании процесса межкультурной адаптации  и его продолжительности –  от нескольких месяцев до 4–5 лет  – в зависимости от характеристик визитеров и переселенцев и особенностей своей и чужой для них культур.

      Итак, мы определили, что такое культурный шок и выявили пять этапов межкультурной  адаптации. Первый этап характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами. На втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негативное воздействие. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Пятый этап характеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды.

2. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде

 

      Степень выраженности культурного шока и  продолжительность межкультурной  адаптации определяются очень многими  факторами, которые можно разделить  на индивидуальные и групповые. К  факторам первого типа относятся:

      1. Индивидуальные различия – демографические и личностные.

      Достаточно  сильно влияет на процесс адаптации  возраст. Быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс часто оказывается  мучительным, так как в классе они должны во всем походить на своих соучеников – и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями. Очень тяжелым испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Так, по мнению психотерапевтов и врачей, многие пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно осваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности»1.

      Результаты  некоторых исследований свидетельствуют, что женщины имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины. Правда, объектом таких исследований чаще всего оказывались женщины из традиционных культур, на адаптацию которых влияли более низкие, чем у соотечественников-мужчин уровень образования и профессиональный опыт. Напротив, у американцев половых различий, как правило, не обнаруживается. Есть даже данные, что женщины-американки быстрее, чем мужчины приспосабливаются к образу жизни в другой культуре. По всей вероятности, это связано с тем, что они более ориентированы на межличностные отношения с местным населением и проявляют больший интерес к особенностям его культуры.

      Образование также влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются  симптомы культурного шока. В целом, можно считать доказанным, что  успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди.

      Давно высказываются предположения, что  для работы или учебы за границей необходимо подбирать людей с  личностными характеристиками, способствующими  межкультурной адаптации. В настоящее время можно считать доказанным влияние на успешность адаптации:

      когнитивной сложности – когнитивно сложные  индивиды обычно устанавливают более  короткую социальную дистанцию между  собой и представителями других культур, даже сильно отличающихся от их собственной;

Информация о работе Проблема приспособления к новой культурной среде