Проблема полового воспитания, подготовки к семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:15, творческая работа

Краткое описание

Первая часть нашей работы будет информационной, проблемной и фактической, потому, как обстоит дело, что делается. Потом работа будет в подгруппах по четырем направлениям, где нужно будет подумать, как решать эту проблему и взаимодействовать с другими дисциплинами и ведомствами со стороны (мы будем условно говорить) здравоохранения, со стороны образования, со стороны дисциплин, которые этим занимаются: сексология, психотерапия, психология и другие, и также, со стороны семьи.Давайте коротко посмотрим сбрасывающую информацию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.93 Кб (Скачать)

Круглый стол «Проблема  полового воспитания, подготовки к  семейной жизни» 

Первая часть  нашей работы будет информационной, проблемной и фактической, потому, как  обстоит дело, что делается. Потом  работа будет в подгруппах по четырем  направлениям, где нужно будет  подумать, как решать эту проблему и взаимодействовать с другими  дисциплинами и ведомствами со стороны (мы будем условно говорить) здравоохранения, со стороны образования, со стороны  дисциплин, которые этим занимаются: сексология, психотерапия, психология и другие, и также, со стороны семьи.Давайте коротко посмотрим сбрасывающую информацию. Первый вопрос, который возникает: «Имеем ли мы полную информацию по ситуации в городе, которая у нас существует и информацию по ситуации в стране?» Надо сказать, что страны, которые успешно осуществляют задачу полового просвещения, полового воспитания проводят национальные мониторинги. Я не знаю ни одного национального мониторинга у нас в России. Данные разрозненные, и у нас нет полной информации. Если взять объем несовершеннолетних, которые есть у нас в Череповце, то они не охвачены системой работы. Пропускная способность мероприятий, которые представили ведомства — это десятки, сотни, а если это исследования, то до девяти тысяч человек. То есть мы не имеем представления, что там происходит. А пропускная способность работы несоизмерима с мощностью этой выборки количества несовершеннолетних.  
 
Если взять мотивацию, — кто эту тему делает острой? Заход и со стороны духовных вопросов, и со стороны нравственного воспитания. А заход со стороны самого жесткого последствия — это ВИЧ-инфекция (это я про социальную мотивацию говорю) и болезни, передающиеся половым путем. И если мы не отреагируем, а по графику мы идем с двадцатилетним отставанием, например, от стран Северной Европы, — то нам не миновать эпидемии.  
 
Есть некоторый список, он, естественно, не полный, который говорит об отсутствии, недостатке и слабой эффективности полового воспитания. Это недостаточная информированность населения о различных заболеваниях, которые передаются половым путем. Есть список, достаточно полный, заболеваний, которыми болеют наши подростки. Несвоевременное формирование у молодежи соответствующих ценностей, установок на здоровый образ жизни, поэтому очень важно эту работу начинать не тогда, когда начинается половое созревание, она вообще тотальная, с момента зачатия ребенка.  
 
Мы повторяем тенденции западные, это ранний дебют половой жизни, и в наших условиях, когда вопросы полового воспитания, настолько, говоря научным языком, застрессованы, забиты страхами, и это приводит в основном к негативным последствиям.  
 
Мы имеем рост заболеваний, которые передаются половым путем, абортов, распространение проституции среди несовершеннолетних, — это все то, о чем уверенно можно говорить про Череповец. Ухудшение репродуктивной системы, рождение инфицированных детей. Высок процент нарушения полового развития среди детей и подростков, 2/3 склонны к суициду из-за противоречия в любовно-сексуальных отношениях. У нас работает Телефон Доверия, и самой первой рубрикой тревог, по поводу которых звонят подростки — это любовно-сексуальные отношения.  
 
Это все происходит на фоне снижения общего уровня психосоматического здоровья выпускников общеобразовательных учреждений и специальных учреждений. В связи с переходом на страховую медицину снижается эффективность системы диспансеризации подростков и происходит извлечение детей группы риска. Группа риска — это курение, алкоголь, наркомания, эмоциональное неблагополучие. Серьезный фактор риска — это огромный разрыв поколений в вопросах сексуальной культуры, и очень большие противоречия в этой области у нас существуют.  
 
Угроза эмоционального неприятия идеи сексуального просвещения подростков родителями, учителями и обществом в целом. Пуританский подход к проблеме закрывает ее для понимания, для исследования, и под запретом остаются и профессионально не рефлексируются очень важные проблемы, которые выплеснулись в жизнь, обсуждаются открыто в подростковых тусовках. Здесь я должен сказать, что было несколько попыток организовать через систему образования такое просвещение. Попытки были в 50-ых годах, в 80-х годах (Этика и психология семейной жизни). Последняя попытка была в 96-ом году. Специалисты, которые анализировали эту проблему, готовили совместно с ЮНЕСКО этот пилотный проект для внедрения в школу, в образовательные учреждения, но страх появился у политиков, и депутаты Государственной Думы отвергли этот проект, так он и не начал функционировать. Неоднозначно на это проект отреагировала русская православная церковь, и там были разные мнения, но в итоге была дана негативная оценка ситуации с такой формулировкой: «Введение в ряд школ предмета полового просвещения может радикально изменить к худшему нравственную атмосферу общества и нанести ущерб целостности человеческой личности».  
 
Но реальная ситуация стала еще хуже, и некоторые священники той дискуссии, которая была высказывались таким образом: «Да, аборты — грех, и контрацепция — грех, но. По сравнению с абортами контрацепция не такой уж и большой грех, и даже совсем не грех». Поэтому есть реальность, на которую нужно адекватно реагировать, и в обществе эта возможность была упущена в 96-ом-97-ом годах. И куратор, еще до его разоблачения, по поводу этих программ сделал прокурорское дорасследование, оно было чисто формальным и результатом было только частное определение для министерства образования. Результатом было то, что школу напугали, и школы теперь эту проблему боятся как чумы, и формулируют ее в таком виде: «нравственное воспитание с элементами полового воспитания, то есть это полностью выхолащивает и не равно проблеме полового просвещения и сексуального просвещения.  
 
И пока никто в мире не решил эту проблему кроме как путем системного просвещения подрастающего поколения. Мы других вариантов не знаем, может что-то на других планетах есть.  
 
Рост дисфункциональных семей, рост преступлений, связанных с сексуальным насилием, — понятно, что если мы не реагируем на эту проблему своевременно, заблагомеренно, то потом потребуются колоссальные расходы по ликвидации негативных последствий. Здесь констатируется очень большой серьезный минус — это отсутствие государственных образовательных программ по половому воспитанию, и главное, отсутствие специалистов, которые могут эту задачу решать. Этика и психология семейной жизни — программа замечательная, хоть не такая системная, как хотелось бы, но она рухнула, из-за того, что не было специалистов. Их нет и сейчас, и дисциплины, которые изучают эту проблему, в частности сексология, — они находятся на периферии общественного сознания и к ним сохраняется по-прежнему негативное отношение.  
 
Законодательная правовая нормативная база недостаточна — это ясно. С той скоростью, с которой происходит урбанизация и темпы социально-экономических изменений тоже вносят свой негативны вклад в эту проблему. По Череповцу вы можете видеть по газете «Раз в неделю» интенсивное формирование учреждений сексуальных услуг. Коммерциализация сексуальности — это тоже вопрос, который надо обсуждать и не сточки зрения только тех, кто эти услуги организует, а сточки зрения контингента, кто этими услугами пользуется, и здесь есть почва для размышлений.  
 
Есть еще одна угроза — это виртуальный секс, и туда провалились сотни череповецких подростков, там есть, как и везде свои плюсы, минусы, но мы рассматриваем это как угрозу.  
 
ВИЧ-инфекция подгоняет, и сейчас представители анти-СПИД центра говорят о таком развитии ситуации, когда ВИЧ-инфекция пришла в группы, которые не являлись группами риска, в частности мужские группы, и мы ожидаем, если ситуация не будет переломлена, эпидемии ВИЧ-инфекции. Уже есть дети и подростки ВИЧ-инфецированные, 28 ВИЧ-инфецированных матерей.  
 
Следующий слайд — преступления на почве сексуального насилия в Череповце, из них — 60% в отношении несовершеннолетних. Это незащищенная категория, и во всем мире существует жесткое законодательство по поводу сексуального насилия и сексуального принуждения. Этот вопрос не проработан юридически, и здесь возникает очень много нюансов даже в детско-родительских отношениях, и нужно выделять эту составляющую и ее оценивать.  
 
Сексуальный Джин вырвался из бутылки, ничего особенного тут нет, и это происходило лет 20 назад в Европе, в мире, автономизация сексуальных отношений происходит от мира взрослых, автономизация репродуктивной функции от семейных ценностей от целостного отношения психологической близости, любви.  
 
Основные мотивы сексуального воздержания подростков — это страх, запреты, больше чем моральные, нравственные ценности, а не собственный осознанный выбор.  
 
По Телефону Доверия любовные отношения на первом месте, и здесь статистика показывает — 2/3 суицидальных попыток связано с нерегулируемостью любовных, сексуальных, межличностных отношений.  
 
В 2002-ом году показатели заболеваемости сифилисом соответствуют показателям после Второй Мировой войны. У нас очень много таких показателей, которые говорят о том, что как будто бы у нас прошла война. Наверное, она и прошла.  
 
По количество родов в возрасте моложе 20 лет мы лидируем. Такие страны как Голландия, Франция, Германия перестроились 20 лет назад, Америка запоздала, там была также построена система полового воспитания и сексуального просвещения на запретах, они до сих пор работают, и они получают и больше родов, и больше абортов. Среди женщин моложе 20 лет на 100 рождений приходится 130 абортов.  
 
Есть динамика в развитии детей, которые рождены до брачных отношений, внебрачных, динамика растет, и сегодня существует серийная моногамия как один из типов брака: непродолжительный брак. Если посмотреть западные страны, то там высокие требования к этому браку в плане отношений: любовь, интимность, взаимопонимание, и их называют «чистыми» браками, и они не могут быть устойчивыми по сравнению с браками, которые реализуются через церковь, по сравнению даже с браками по расчету, они устойчивее, чем традиционные браки.  
 
В глубинах бессознательного есть сценарии, модели этой родительской семьи, не всегда эти модели хороши. Мы делали замеры в ЗАГСе, анализировали молодые пары, которые решили пожениться, и уже видно, что они принесли из родительской семьи, из-за чего брак разрушится: это отношение из-за употребления спиртного, многие из неполной семьи, то есть, не сформированы многие социально-половые роли, и это все мы знаем по своей практической работе.  
 
Мы сегодня имеем большой пробел вообще в понимании этих проблем, и нет междисциплинарного синтеза на должном уровне, и мы здесь отстаем от того, что происходит в мире.  
 
Возможности СМИ сегодня очень велики, но они недостаточно используются. Можно использовать электронные возможности: сайты, и молодые люди нуждаются в этой информации.  
 
Сегодня у молодых людей есть система ценностей, за которую можно зацепиться, на которой можно строить работу по профилактике здоровья детей, супружеских отношений. Эффективность профилактической работы: чем раньше она будет начата, тем лучше. Сегодня семья выпала из этих процессов, школа выпала. На днях мы проводили фокус группу со старшеклассниками, и они практически не опираются на свою семью в вопросах полового просвещения, а опираются в основном на специалистов (медиков, биологов), а потом уже на другие источники.  
 
Сегодня не понять сексуальность человека, если идти с точки зрения какого-то монодисциплинарного подхода. Если со стороны организма пойти, то при высокой концентрации тестостерона в организме высокая, — отсюда идут просто определенные последствия, и определенным образом должна быть выстроена работа. Работа на сексуальность обусловлена особенностями личности и тенденции мирового развития все более индивидуализируют нормы приспосабливаемости личности. Законодательства тех стран, которые учитывают все эти четыре составляющие, являются наиболее эффективными. Если взять сексуальные культуры, то без их учета нельзя построить политику по половому воспитанию, просвещению. Российская сексуальная культура характеризуется колоссальной противоречивостью, разрывом представлений о разных поколениях. С одной стороны есть стереотипы жесткого патриархата (не бьет, значит не любит), и в то же время, — культ сильной женщины (коня на скаку остановит…) С одной стороны откровенная крестьянская открытость, а с другой стороны суровый мирской православный аскетизм. Если брать лексику, с одной стороны матерщина, а с другой стороны высокая эротическая лексика классической русской литературы. Если к этому добавить огромное количество страхов, которыми загружена эта сфера, мы видим, почему на нее рационально не реагируют даже политики и многие специалисты, как показали события 96-97 года.  
 
Существуют три стратегии полового воспитания. Они проверены, и, обсуждая этот вопрос, мы должны смотреть, какая лучше подойдет к нашим условиям.  
 
Первая стратегия дает результаты в рамках какой-то монокультуры, где люди принимают ее систему ценностей. Ее недостатки в том, что у человека, у ребенка должны быть определенные ограничения на получение знаний в соответствии с его возможностями.  
 
Есть западный путь достижения нравственности: ты достигаешь истины и становишься нравственным.  
 
Восточный путь: сначала нужно стать нравственным, чтобы получить доступ к знаниям. Скорей всего нам подойдет золотая середина, и она здесь обозначена.  
 
Сейчас я предлагаю перейти к следующему этапу работы в форме организационно-деятельностной игры — к дискуссии. Нам предстоит организовать 4 группы, в которых мы обсудим, как решать эту проблему.  
1. Образование, причем учреждения и официальные, и неофициальные.  
2. Медицина  
3. Психотерапия, психология  
4. Семья  
 
В группах вы выберете координатора, руководителя группы, докладчика, который выступит от группы, регистратора событий, оппонента, помогающего выдержать системно-целостный подход к проблеме, генератора идей.


Информация о работе Проблема полового воспитания, подготовки к семейной жизни