Природа и проявления характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:20, доклад

Краткое описание

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 62.00 Кб (Скачать)


Природа и проявления характера.

 

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера.

Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее благоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разных типов характера.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию. Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными. Это мнение неверное... Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.

Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Необходимо иметь в виду, что “сходные условия жизни” - понятие весьма относительное, и что существует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большой мере способствуют зарождению различных качеств и особенностей личности.

Характер - во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же и формируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт, условия жизни в семье, а также и в коллективе - являются школой человеческих характеров...

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности к их проявлению (хотя, безусловно, следует принимать во внимание и природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождествен-ности темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие в массовую печать сведения о том, что вне зависимости от пожизненно складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.

Итак, характер - это прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

 

 

 

Возникновение характера, его природа является предметом давних дискуссий психологов. Вопрос о природные основы характера имеет большое значение для понимания особенностей воздействия природной организации человека на проявления ее характера.

 

В зарубежной характерологии естественные основы характера обычно раскрываются через представление о структуре личности. 3. Фрейд представил личность через триаду "Оно", "Я", "Над-Я".

 

Представители учение о психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и их последователи) считают, что познать человека, его характер можно только путем проникновения в сферу подсознательного, в самую глубокую часть интимного мира, где, по их мнению, сосредоточены личные потребности и конфликты индивида, его нерешенные проблемы, гнойные очаги, которые заражают его жизни. В подсознании хранится весь пережить опыт, который не присутствует в сознании в настоящее время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нераскрытым конфликтами, которые беспокоят субъекта. Отсюда, проникнуть в подсознание можно лишь с помощью таких методов, как анализ описок, обмолвок, запоминаний, фантазий и сновидений человека, а также метода свободных ассоциаций, проективные тестов и т.д. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно, прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познания.

 

Ф. Лерш предложил теорию наложение трех казней:

Элементарного слоя, который проявляется через конституцию организма, что является основой темперамента;

Глубинного слоя, связанного с темпераментом, который является основой характера;

Высшего слоя, который составляет сознательную волевую и рациональную психическую деятельность, которая формирует характер.

 

Представления Ф. Лерша о природные основы характера созвучны с представлениями отечественных характерологов, которые решают этот вопрос, исходя из учения И. П. Павлова. Согласно учения о высшую нервную деятельность темперамент выражает качества нервной системы и является проявлением определенного типа нервной деятельности в характере и поведении человека.

 

Темперамент представлен в каждой рыси характера, но ярче всего - в волевых и эмоциональных чертах. К тому же, чем выше интеграл черты, тем больше он "сдержанный", тем меньше его динамическая выразительность. В индивидов с разным темпераментом одни и те же и одинакового уровня развития черты характера различаются по динамичной выразительностью, благодаря чему становятся или "яркими", или отодвинуть вглубь, приятными или неприятными (К. Д. Ушинский).

 

Типы нервной деятельности, темперамент непосредственно связанные с формированием характера. Однако через нервную систему на характер влияет и деятельность эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной, мышечной систем и всего организма в целом. Это указывает на сложные особенности природной и материальной основы характера.

 

Существует мнение, что черты характера, присущие индивидам, являются естественными, наследственно приобретенными. Это объясняется тем, что процесс социального созревания, приобретения системы устоявшихся черт характера происходит почти незаметно. К тому же через физиологические особенности функционирования головного мозга, эндокринной системы одни и те же социальные воздействия вызывают у разных людей неодинаков психологический эффект.

 

Однако несомненным является то, что быт, условия жизни в семье, работа, обучения, воспитания и самовоспитания - все это школа человеческих характеров.

 

Знание характера - важное условие общения людей. Это путь к решению проблемы совместимости.

 

Еще Аристотель и Платон предлагали определять характер по чертам лица. Эта характерология основывалась на нечто наивный гипотезы. Предлагалось отыскать во внешности человека черты сходства с каким животным, а затем отождествлять ее характер с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос свидетельствует о лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - об ограниченности, неразумность; нос, как у льва, - важность; волос тонкое, как шерсть у коз, овец и зайцев, - несмелость; волос жесткое, как у львов и кабанов, - храбрость.

 

Давнюю историю имеет хиромантии - определение характера человека и предсказания его судьбы по линиям на ладони.

 

В XVIII ст. получила распространение физиогномичная система И. Лафатера, который считал, что голова человека является "зеркалом души", и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики - основной путь для познания человеческого характера. О гениальности Гете, по мнению И. Лафатера, наибольшей степени свидетельствует его ... нос, который "знаменует продуктивность, вкус и любовь - иначе говоря, поэзию. Никакого научного метода наблюдения Лафатер предложить не мог, и его физиогномика имела беллетристические характер.

 

Характерологическое учение, которое разработал австрийский врач ф. Галлы, получило название френологии (от греч. "Fren" - разум). Основу учения Ф. Галли составляло утверждение, что все свойства характера имеют четко специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих свойств напрямую зависит от величины соответствующих частей мозга.

 

Современные антропология, анатомия, психология не имеют никаких достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос или кожи, длины конечностей и т.д.

 

Ч. Дарвин в своей книге "О проявления чувств у человека и животных" писал, что "каждый индивид сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, за своими личными наклонностями, эти мышцы могут быть более развитыми, и поэтому линии и морщины лица , которые получаются в результате обычного сокращения, могут стать более глубокими и заметными. Эти идеи Ч. Дарвина стали толчком для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические учения на описании и трактовке выражения лица и состояния его мышечных тканей. Состояли своеобразные физиогномические справочники по психологическим толкованием мимики.

 

Эти наблюдения в определенном смысле отличаются от фантастических построений Лафатера, Галле и др. Очевидно, существует определенная зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера. Например, портреты великих мастеров живописи передают в выражении лица черты характера человека. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения.

 

Итак, внешний вид человека сам по себе не может быть источником исчерпывающих сведений о ее характере, однако для определения характера определенную роль играет внимательное изучение внешности.

 

Формы проявления характера разнообразны. Часто мы почти безошибочно догадываемся об основных особенностях характера другого человека по выражению лица и глаз, с ходу, осанки, по тому, как она сидит, пишет, разговаривает, как и что делает. Например, взгляд бывает завышеным, вызовом, тогда, ревнивым, безжалостен, напуганным, ледяная, проницательный, лукавым, глупым, умным, строгим, прилипчивым, внимательным, открытым, добрым, ласковый, правдивым, ширим. Люди смотрят лениво, холодно, вопросительно, с интересом, пристально, спокойно  т.д.

 

Движения лица определенным образом связаны с психическим образу человека. Выразительными характерологичыми  показателями является улыбка, мимика, движение губ. Так, губы могут скривиться от злости, приобрести очертания чувственности, решительности или бессилия. С лицо может не сходить улыбка, печальная или несмелая, кислая или подхалимская, удивлена или унижений, бессмысленная или мошенническая, добра или нехорошо, ядовита или спокойная. Человек может смеяться вульгарно, глупо, искренне, незлобно, отчаянно, нагло, счастливо т.д.

 

Многие черты характера приобретают четкой объективации в общетелесных внятных и локомоторных движениях. Например, объятиями можно выразить приветливость, сдержанность, искренность. Сидеть можно серьезно, беззаботно, решительно. Развязная походка присуща, как правило, и соответствующем индивиду; статечна - рассудительный и серьезной человеку. Активные и энергичные люди обычно ходят прямо и решительно.

 

Издавна люди обращали внимание на почерк как на одну из возможных форм проявления характера человека. Действительно, выработка навыки письма требует специального обучения и специальной системы упражнений. Движения руки, необходимые для письма, закрепляются, , приобретают устойчивых индивидуальных особенностей, что и обеспечивает образование почерка. Выработан почерк неизменный пожизненно, независимо от того, в какое время, где, чем и как мы пишем. На этой основе графологи считают, что толщина, наклон букв, нажим во время письма, пространственное расположение букв, их высота в каждом слове и постоянство написания связь букв в слове и ряд других особенностей письма - все это выражает те или иные черты характера .

 

Важным источником познания характера является языковое общение людей. "Познай птицы с перьями, а человека за разговорами", - говорит пословица. Например, с тембром, интонацией голоса можно судить о искренность человека, о его склонности к доброты, благоразумия, суровости и т.д. Многое может сказать, например, голос пышнословный, ласковый, несмелый, злостным, взволнован, победный, сладковатый, нежный.

 

Вопрос о формах проявления характера интересное и сложное. На него нелегко ответить однозначно. Поэтому и сегодня хорошие остаются слова известного нейрофизиолога Н. А. Бернштейна: "Нет никакого сомнения, что в каждом живом организме почти все связано со всем, и индивидуальные черты личности человека не могут не выкаблучиваться в чертах ее лица, ее почерк, ходу, тембр и интонациях ее голоса и т.д. Но записаны эти черты личности такими кодами, которых современная наука пока еще не в состоянии прочитать и декодировать ".

 

 

 

Существует давний философский спор, ведущий свою традицию еще от Древней Греции: какова природа человека, добр по своей природе человек или зол? можно ли усовершенствовать его природу и если да, то каким образом? какова сущность человека? Поискам ответов на эти вопросы посвящали свои труды Сократ и Аристотель, Августин и Руссо, Кант и Мальбранш, Маркс и Бердяев... Однако не только философы, но и психологи стремились определить кардинальное отличие человека от других живых существ на Земле.

 

Гуманистическая психология в решении этого спора отступает от общего тезиса: человек – это животное. Не идеализируя человека в целом, она пересматривает теории натурализма, инстинктивизма, психоанализа, бихевиоризма и др., согласно которым человек целиком принадлежит миру природы, что его жизнь определяется инстинктами или бессознательным и, по сути, мало, чем отличается от поведения животных. Среди гуманистов-психологов особенно много этой проблеме уделил внимания Э. Фромм. Его книга «Анатомия человеческой деструктивности» почти целиком посвящена преодолению подобного рода представлений. Фромм настаивает, что при таком подходе полностью игнорируется личность и характер человека. Характер – это не наследственность в чистом виде и не черты поведения, приобретенные в процессе социальной адаптации человека.

Информация о работе Природа и проявления характера