Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:54, реферат

Краткое описание

Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции…………………..3
2. Принципы обучения……………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 31.57 Кб (Скачать)

Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении -- это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых -- это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого  образования составляют глубоко  и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает  определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным  материалом, является важным фактором обучаемости.

Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике  понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого  принципа сформулированы Я. А. Коменским  в "Золотом правиле дидактики": "Все, что возможно, предоставлять  для восприятия чувствами, а именно: видимое -- для восприятия зрением; слышимое -- слухом; запахи -- обонянием; подлежащее вкусу -- укусом; доступное осязанию -- путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу  воспринимать несколькими чувствами -- предоставить нескольким чувствам".

И. Г. Песталоцци показал, что  необходимо сочетать применение наглядности  со специальным мысленным формированием  понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные  варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного -- 25%, то их одновременное включение  в процесс обучения повышает эффективность  восприятия до 65%.

Принцип наглядности в  обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации  процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и  процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности  служат:

* натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;

* объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

* изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;

* символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

* аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;

* самостоятельно изготовленные "опорные сигналы" в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию  средств наглядности у обучаемых  появляется интерес к учебе, развивается  наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности  и последовательности лежит ряд  закономерностей: человек только тогда  обладает действенным знанием, когда  в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс  развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом  организованное обучение является универсальным  средством формирования системы  научных знаний.

Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.

Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика -- критерий истины, источник познания и область  приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися  знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов  и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип соответствия обучения возрастным и  индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым) и  дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и  работа с ними по разным программам). До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет  отдается дифференциации обучения. В  реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с  другом. Нельзя как переоценивать, так  и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет  к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор  содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучение - это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, цель которой - приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей , а также нравственных качеств личности.

Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению  научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для  последующего самообразования и  творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Принципы обучения -- это  основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с  его целями и закономерностями.

Основными принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип  связи теории с практикой и  принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Эти дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Классические дидактические принципы помогают в определении целевых  установок обучения, а также могут  служить руководством учителю в  конкретных ситуациях обучения на уроках.

 

Список литературы

1. Давыдов В. В. Теория  развивающего обучения. М., 1996

2. Дьяченко В. К. Новая  дидактика. М., ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2001

3. Оконь В. Введение  в общую дидактику. М., 1990

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2005

5. Сластенин В. А., Исаев  И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А.  Сластенина: В 2 ч. М., 2002

6. Современная дидактика:  теория и практика / Под ред.  И. Я. Лернера, И. К. Журавлева.  М., 2004

7. Хуторской А. В. Современная  дидактика: Учебник для вузов.  СПб.: Питер, 2001

 


Информация о работе Принципы обучения