Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:54, реферат
Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.
Введение……………………………………………………………………2
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции…………………..3
2. Принципы обучения……………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы……
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции…………………..3
2. Принципы обучения…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.
Обучение - это планомерная
и систематическая работа учителя
с учащимися, основанная на осуществлении
и закреплении изменений в
их знаниях, установках, поведении и
в самой личности под влиянием
учения, овладения знаниями и ценностями,
а также собственной
Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Существует несколько определений понятия "процесс обучения".
"Процесс обучения -- это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями" (Н. В. Савин).
"Процесс обучения
"Процесс обучения -- это
целенаправленное
Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
а) целенаправленность;
б) целостность;
в) двусторонность;
в) совместная деятельность учителя и учащихся;
г) управление развитием и воспитанием учащихся;
д) организация и управление этим процессом.
Таким образом, педагогические категории "обучение" и "процесс обучения" -- не тождественные понятия. Категория "обучение" определяет явление, тогда как понятие "процесс обучения" (или "учебный процесс") -- это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Задачами процесса обучения являются:
* стимулирование учебно-
* формирование познавательных потребностей;
* организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
* развитие познавательных
и творческих способностей
* формирование учебных
умений и навыков для
* формирование научного
мировоззрения и воспитание
Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций.
Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
* вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
* научить творчески
* научить самостоятельно приобретать знания;
* расширить общий кругозор
для выбора дальнейшего пути
получения образования и
Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
* логического мышления (абстрагирование,
конкретизация, сравнение,
* воображения;
* различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
* качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
* речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
* познавательного интереса и познавательных потребностей;
* сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, реализация этой
функции обучения обеспечивает развитый
интеллект человека, создает условия
для постоянного
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности. Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:
* осознания учеником своей
учебной деятельности как
* формирования его нравственно-
* воспитания нравственных качеств личности;
* формирования положительных мотивов учения;
* формирования опыта общения
между учащимися и
* воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности.
2. Принципы обучения
Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) -- это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему
происхождению являются теоретическим
обобщением педагогической практики.
Они носят объективный
В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Соблюдение принципов
обучения -- важнейшее условие
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.
Ученые издавна уделяли
большое внимание обоснованию принципов
обучения. Первые попытки в этом
направлении были предприняты Я.
А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
Я. А. Коменский сформулировал и
обосновал такие принципы обучения,
как принцип
Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:
* обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
* обучение должно всячески
развивать у детей
* порядок и систематичность
-- одно из главных условий
* обучение должно вестись
природосообразно, в соответствии
с психологическими
* преподавание всякого
предмета должно непременно
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
В классической дидактике
наиболее общепризнанными считаются
следующие дидактические
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.
Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип
доступности не означает, что содержание
обучения должно быть упрощенным, предельно
элементарным. Исследования и практика
показывают, что при упрощенном содержании
снижается интерес к учению, не
формируются необходимые