Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:44, контрольная работа
Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде).
3-й тип — «
В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».
В экспериментах Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствие психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по 3-му типу, старшие — по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствие экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролера».
В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.
Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага — хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.
В реальном же эксперименте
большинство детей брали
Но в то же время в
тех случаях, когда ребенок виноват
перед другими или видит
И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».
1.2 Содержание нравственного воспитания
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
- воспитание гуманности как качества личности;
- воспитание коллективизма;
- формирование начал
- формирование отношения к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что
воспитание гуманных чувств и отношений
- процесс сложный и
Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Для воспитания коллективных
взаимоотношений появление
В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
Чувство любви к Родине
сродни чувству любви к родному
дому. Роднит эти чувства единая
основа - привязанность и чувство
защищенности. Значит, если мы будем
воспитывать у детей чувство
привязанности, как таковое, и чувство
привязанности к родному дому,
то при соответствующей
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.
2. Средства и методы
нравственного воспитания
2.1 Средства нравственного
воспитания дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Средством нравственного
воспитания дошкольников
3 Средством нравственного
воспитания дошкольников
Особое место в этой
группе средств отводится общению.
4 Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- методы формирования
нравственного поведения:
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования:
поощрение, соревнование, одобрение,
награждение, субъективно-
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
- соответствие метода цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного результата воздействия метода;
- терпение и терпимость
педагога при использовании
- преобладающая практическая
направленность метода в
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, можно сделать следующие выводы.
Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:
- самоценность личности;
- уважение личности ребенка;
- природосообразность воспитания;
- добро и ласка как основное средство воспитания.
Иными словами, личностно ориентированное
воспитание - это организация
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его
- отношения к нему как
У детей после специальных занятий по нравственному воспитанию - хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
В каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве, эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.
Содержание
Введение
1. Нравственное воспитание
дошкольников в системе всестороннего
развития личности…………………………………………………………
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников……………….2
1.2 Содержание нравственного воспитания………………………………………3
2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников………………….4
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников…………………………….5
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников………………………….6
Информация о работе Пример как метод нравственного воспитания дошкольника