Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.
Нередко недержание мочи как временное явление возвозникает у детей, перенесших инфекционные заболевания, приводящие к ослаблению мускулатуры мочевого пузыря. Ночное недержание мочи оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего «порока», стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки других детей и на упреки взрослых. У них появляется стремление избегать общества детей, возникает ощущение своей неполноценности, развивается робость, чувствительность, неуверенность в своих силах, иногда упрямство. Неправильный подход к детям, страдающим недержанием мочи (стыдят, заставляют замывать белье, наказывают), приводит к усилению заболевания.
Патологические привычки.Ребенку раннего возраста свойственно играть своими ручками, ножками, тянуть в рот пальчики, засовывать их в нос, трогать свои половые органы. Иногда он ритмически, маятникообразно раскачивает все свое тело или одну голову. При этом личико ребенка краснеет, взгляд устремляется в одну точку. В дальнейшем, по мере развития ребенка, игра со своим телом прекращается. Ребенок тянется к игрушкам, окружающим предметам. Однако у некоторых детей остаются инфантильные привычки сосать свой палец, губу, язык или даже кусочек своего белья, ковырять пальцами в носу, расчесывать тело, раскачиваться, дотрагиваться до своего полового органа.
Особенно часто это наблюдается у детей, при воспитании которых был допущен ряд ошибок, приведших к чрезмерному сосредоточению внимания на своем теле (чрезмерная физическая ласка, бесконечные поцелуи, поглаживания). Когда же привычка укрепилась, родители нередко пугаются, часами просиживают у его кровати, отдергивая его руку от полового органа и ошибочно предполагая, что ребенок испытывает сексуальное ощущение, вынимают его пальцы изо рта, мажут руки хиной, завязывают их, бинтуют, надевают перчатки. Все это ведет к еще большей фиксации внимания на вредной привычке. Нередко взрослые запугивают ребенка, говоря, что если он будет сосать палец, раскачиваться, то вырастет глупым, больным или ему отрежут пальцы и т. д.
Привычки ребенка родителями расцениваются как несчастье. Между тем у ребенка возникает невротическое состояние, которое все более осложняется, так как, производя привычный акт, ребенок испытывает страх и чувство собственной вины. С другой стороны, уже давно оставленные детские привычки могут вновь появиться, если ребенок заболевает неврозом, возникшим по другим причинам.
Среди распространенных патологических привычек в детском возрасте следует упомянуть еще о привычках грызть ногти, ковырять в носу, расчесывать тело, обычно проявляющихся в момент огорчения, тревоги, волнения, нетерпения. Эти привычки могут сохраниться и в школьные годы.
Патологические влечения у детей разнообразны. Это и склонность уходить из дому, и влечение ко лжи, к воровству, к порче и разрушению вещей и т. д.
Особенно часто возникает стремление уходить из дому. Маленький ребенок испытывает большую радость от бега. Он убегает в другую комнату или на улицу, не дожидаясь, пока его позовут гулять. Это, конечно, еще не уход из дому. Однако на четвертом году жизни встречаются уже настоящие «уходы». Находясь на прогулке или играя с детьми, ребенок убегает на другую улицу, теряется, и его приводят домой. У таких задержанных детей нет стремления скорее попасть домой.
Наиболее частой причиной ухода из дому старших детей является боязнь наказания и упреков, например, в тех случаях, когда ребенок принес плохую отметку из школы или, гуляя, задержался. Ребенок уходит из дому к знакомым или родственникам, каждый раз приводя вымышленные мотивы своих «уходов».
Нередко у детей наблюдается и патологическая лживость. Как же появляется у ребенка понятие правды и лжи? Если ребенка 4-х лет предупреждают, что прикосновение к горячей кастрюле принесет ему вред, он, прикоснувшись к ней, убеждается в том, что ему сказали правду. Своими ощущениями он проверяет правильность сказанного. Авторитетом, подтверждающим достоверность того или другого, являются близкие люди — родители, учитель («моя мама сказала», «папа говорил» и т. д.). Правдивость, справедливость в глазах ребенка нарушена в тех случаях, когда родители и воспитатели наказывают его за незначительное проявление непослушания, за маленькие провинности. Тогда он начинает осознавать «полезность» лжи. Неспокойное поведение и возбуждение взрослых — крики, шум, наказания, следующие за провинностью, впечатлительному чувствительному ребенку настолько трудно пережить, что он готов пойти на ложь, лишь бы освободиться от травмирующих его сцен.
После поступления в школу возрастают обязанности ребенка, его ответственность. И если, возлагая обязательства, от него требуют больше, чем он может дать, возникает конфликт, появляется спасительная ложь.
Ребенок лжет, чтобы скрыть от чужих пьянство отца, ссоры в семье. В период полового созревания случаи лживости учащаются в тех случаях, когда родители не понимают особенностей развития личности на этом этапе. Постепенно ложь входит в привычку и является как бы способом
самозащиты.
Таким образом, неврозом чаще заболевают дети слабого типа. Обычно это дети, перенесшие родовую травму, болевшие острыми и хронически протекающими инфекциями, дети, матери которых страдали токсикозом в период беременности.
Следует помнить, что мы должны вырастить таких людей, которые, как говорила Н. К. Крупская, могли бы и радостно жить, и в это же время были бы знающими, вдумчивыми, двигающими вперед науку, умеющими коллективно работать, наслаждаться жизнью.
Для этой цели не следует тормозить детскую деятельность и инициативу, особенно в период первого возрастного криза, когда ребенку исполнится 3—4 года, в момент, когда в нем пробуждается стремление к проявлению своего «я», и в период пубертатного криза (т, е. в период полового созревания), характеризующегося все растущим ощущением самостоятельности, независимости от взрослых.
С самых малых лет необходимо воспитывать в детях стремление к самостоятельности и посильному труду. Часто приходится встречать детей, которых в возрасте 3—4 лет кормят с ложечки, а в 7 лет им застилают постель, не разрешают вымыть за собой посуду.
К. Ушинскип писал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни
счастливой».
Большую роль в приобретении ребенком бодрости и жизнерадостности играют физическая культура и спорт.
Как предупреждать развитие патологических форм поведения у детей? Прежде всего, должна проводиться линия укрепления нервной системы ребенка и устранение травмирующих его психику впечатлений. Взрослые в семье при любых обстоятельствах должны сохранять корректный тон по отношению друг к другу и по отношению к ребенку, помнить, что уход из семьи одного из родителей есть драма для ребенка.
Для предупреждения развития нерешительности в поведении ребенка необходимо отказаться от травмирования его постоянными одергиваниями и запретами. Нужно пробуждать в нем активность, прививать навыки самообслуживания и всячески стимулировать его деятельность.
К расторможенным детям нужно подходить осторожно, проявляя большое терпение. Наказания только ослабляют детей и заставляют уходить в себя.
Гибкая педагогическая «политика», учитывающая возрастную специфику ребенка, способна много сделать для предупреждения нервных срывов и тем самым заложить основу душевного здоровья.