Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.
ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВОЗНИКНОВЕНИИ
НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ
Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.
У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин, каждая из которых в отдельности заболевания может еще не вызвать. По ведущим фактором в сочетании этих причин будет психогенный. Большое значение имеют особенности ребенка, находящегося под воздействием определенного раздражителя, имеющего травмирующий, неблагоприятный эффект и тем больший, чем значительнее сам раздражитель для конкретной личности.
Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими) пли неправильным воспитанием.
Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение патологических симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.
Деятельность головного мозга проявляется в двухосновных процессах — возбуждении и торможении.
Для нормальной деятельности головного мозга характерно равновесие этих процессов. Периной системе детей свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением.
В первый период развития с 1,5 до 5 месяцев жизни у ребенка возникает «реакция оживления» на общение со взрослыми. Улыбка, глубокие вздохи, вскидывание рук и энергичные движения ногами — все это психомоторные проявления положительных эмоций, первые попытки общения. Уже с 2—3,5 месяца ребенок протестует против пассивного положения в постели, спокоен на руках, кричит при укладывании, ибо его первостепенная потребность (наряду, разумеется, с удовлетворением биологических потребностей) в психическом развитии зависит от его активности и количества поступающей информации. На четвертом месяце жизни наступает «предречевой период», когда общение приобретает характер «переклички» между взрослым и ребенком (на ласковые слова матери ребенок отвечает радостным гулянием и лепетом). Возникает реакция удивления. Окружающая ребенка среда полна звуков, приятных, успокаивающих и раздражающих; он удовлетворен или недоволен, радуется или пугается, прислушивается, поворачивает голову на звук.
В возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка уже можно отметить психомоторные проявления, соответствующие страху и гневу. С этого времени и наблюдается реакция невротического типа на испуг.
К 5 месяцам узнает близких ему детей, реагирует на чужих, различает тон, с которым к нему обращаются; улыбается ласковому голосу, а на строгий отвечает гримасой обиды.
В этом периоде развития закладываются важные по своим последствиям основы взаимоотношений в системе мать — дитя.
Во втором периоде (6—12 месяцев) бурно развивается моторика ребенка. Вначале он ползает, затем встает и, наконец, ходит. В движениях ребенка, энергичных или осторожных (прием пищи, манипуляции с игрушкой, реагирование), отчетливо прослеживаются особенности темперамента, сохраняющиеся в последующие периоды жизни. Ребенок настойчиво изучает взрослого человека —его лицо, речь, жесты, поведение, настроение. Он требует к себе внимания. Его потребность в общении со взрослыми и неудовлетворенность лежат в основе различных нарушений настроения этого периода.
В 7 месяцев ребенок лепечет, ползает, садится, встает, держась за пальцы взрослого, старается не потерять ни минуты бодрствования без общения. Он ищет радость в этом общении. И если его насильно кормят или моют, он отстраняет руку с ложкой или мылом, отворачивает лицо, кричит, протестует. В этом не хочу» — начало формирования «Я».
Игнорирование желаний ребенка, нетерпеливая властность авторитетных, сверхрешительных и энергичных взрослых, насилие, грубость уже в этом возрасте подготавливают возникновение нарушений взаимоотношений в системе мать — дитя, взрослые — ребенок, начало формирования преневротического характерологического поведения.
В этом возрасте ребенок адекватно реагирует на настроение матери. Если раньше он испытывал при необычном ее поведении только страх, то теперь он улавливает множество более сложных и тонких оттенков ее переживаний. Испытывающая страх, смятение, горе, нестабильная, неуверенная в себе, а тем более невротичная мать может способствовать формированию чувства тревоги, неуверенности в характере ребенка.
В период от 8 до 12 месяцев ребенок совершенствует речь, используя к году жизни необходимые для общения слова — обращения, обозначения, требования. Неотрывно наблюдает он за действиями взрослых и охотно следит за поведением сверстников. Он знает имена нескольких близких родственников. Начинается период игр-общений: «догоню-догоню», «ку-ку» и т. п.; по просьбе взрослого ребенок находит игрушку, выполняет поручения (спокатай зайчика», «покажи, где у бабушки глаза»), усваивает смысл важнейших понятий, формирующих поведение и волю («можно» и «нельзя»), радуется похвале и огорчается порицанию. К году жизни ребенок все больше стремится к общению со сверстниками. При отсутствии должного контроля взрослых общение с ними уже на этом этапе может принести невосполнимый ущерб формирующейся системе отношений: дети конфликтуют, отнимают друг у друга игрушки, возникает взаимная боязнь, непр;:язнь к другим детям, ощущение неуверенности и страха.
Итак, первый возрастной период—период становления взанмоотношенги в системе мать — дитя, второй — период становления общения с родными и развития двигательных функций.
Таким образом, уже в возрасте до года возможны проявления последствий неправильного воспитания, воздействие различных психотравмирующих факторов, формирование преневротических характерологических черт и невротических реакций.
Третий период развития — от 12 до 20—21 месяца жизни— период формирования фразовой речи, важный этап развития системы отношений. Своевременность становления фразовой речи является важнейшим показателем нормального интеллектуального развития. Ребенок использует к концу этого периода до 300 слов и среди них — до 70 глаголов. Этот отрезок времени в развитии ребенка является важным этапом становления внутрисемейных отношении. Реакции на внимание со стороны матери становятся не только более сложными, но и оречевленнымн. Ребенок ревнует мать к взрослым, детям (чужим и младшим братьям, сестрам). Ревность этого периода развития отражает формирование «Я» как понятия о собственной личности в отношении к другим.
Четвертый период — от 21 до 30 месяцев (до 2,5 года) — это период развития отношений со сверстниками. Именно в этом отрезке времени возникает истинное, фактическое общение с ровесниками. Дети начинают играть друг с другом, возникает эмоционально насыщенное общение ребенка с другими детьми. Этот первый опыт межличностного общения имеет большое значение для ребенка. Искусственная изоляция в это время при жесткой регламентации, неприятии, тревожной опеке может осложнить общение на последующих этапах, положив начало невротическим реакциям. В этот период дети по собственной инициативе следуют друг за другом, заинтересованно следят за действиями других детей, получают большое удовольствие от индивидуальной игры, если она проходит среди сверстников. Совместно со взрослыми дети строят, роют песок, пытаются уступать один другому, помогать, учатся играть, не обижая друг друга, не отнимать игрушки и делиться ими, т. е. учатся сотрудничать. К году жизни ребенок способен различать до 15 лиц, а к двум годам узнает несколько десятков человек. В игре, в общении ребенок осваивает до 100 слов в месяц. Он учится не только говорить, ной внимательнослушать. В играх дети уже проявляют элементы самолюбия, стремление сохранить чувство собственного достоинства. Выявляется и избирательное отношение к другим детям, возникают симпатии и антипатии, привязанности, соревнование, ревность к успехам других.
В этом периоде происходит формирование таких ведущих характеристик личности, как самооценка, эмоциональная основа личности и эмоциональный стереотип отношений к людям.
Период с 2,5 до 4 лет-ключевой, узловой в развитии личности. Это период упрямства, негативизма, оппозиции, самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений. Самоутверждение ребенка, становление его «Я» протекает в это время на основе сознательного взаимодействия с окружающей средой, с миром взрослых и сверстников. Постепенно накапливается опыт общения, ребенок познает самого себя, выявляет свои истинные возможности. Он постоянно присматривается к себе и другим, критичен и самокритичен, хотя весьма элементарно и несовершенно. Ребенок в этот период способен к глубокому переживанию горечи неудач, разочарования и радости побед. Он учится адекватно оценивать явления и делать выводы.
В три года проявляется такое сложное переживание, как стыд. Ребенок впервые осознает свои поступки с позиции добра и зла, к нему приходит такое глубокое человеческое чувство, как сострадание. Он проявляет сочувствие к больному, способен заплакать при виде страданий другого человека, понимает иронию и насмешки, воспринимает юмор. Долго помнит обиду, зло, плачет, будучи униженным.
На четвертом году жизни ребенок способен и к двуличности, хитрости, может делать вид, что предлагает свои игрушки, но лишь для того, чтобы более успешно отобрать игрушки у других. Он начинает понимать, чего от него ждут, каким ему следует казаться, оставаясь таким, какой он есть на самом деле, отлично ориентируется, «кто есть кто» в семье.
Неправильное воспитание в этот период может привести к формированию преневротических характерологических признаков тревожной мнительности и зависимости. Открывается возможность возникновения невроза навязчивых состояний.
В возрасте от года до 3 лет весьма частой причиной невроза служит эмоциональное потрясение, вызванное столкновением искусственно изолированного от природы и испытывающего страх перед ней ребенка, например, при встрече с животными, насекомыми, домашней птицей. Собака, обнюхавшая ребенка, нападение гуся или петуха, неожиданно увиденная лошадь, корова— довольно частаяпричина возникновения заикания и тиков, недержания мочи и других невротических проявлений.
Потрясающей психической травмой для ребенка является неадекватное, пугающее поведение взрослых: драки, ссоры, необычное поведение близких людей и особенно отца (в состоянии алкогольного опьянения и т. п.).
В ряде случаев невроз у детей дошкольного возраста начинался после потери любимой игрушки, животного или после того, как их у него отобрали.
Возрастной период от 4 до 7 лет — период застенчивости. Ребенок начинает осознавать всю сложность реального мира и ограниченность своих возможностей. Это новый и важный период формирования межличностных отношений. Ребенок уже не столько демонстрирует свои возможности, сколько присматривается к другим. Именно в этом периоде, к 5—6 годам, ребенок способен в течение продолжительного времени заниматься делами, требующими большого зрительного сосредоточения: рисовать, конструировать, шить, вышивать и т. д. В этом возрастном периоде идет бурное формирование личности, подготовка к школе.
В возрасте от 4 до 5 лет наступает заключительная стадия развития речи. Ребенок понимает свыше 4 тысяч слов, способен выразить спои мысли и эмоции. В 4 года он твердо осознает свой пол, знает свою фамилию, отчество, адрес, вид транспорта, которым пользуется. Психологи считают, что к 5 годам ребенок проходит половину своего интеллектуального развития. Л. Н. Толстой писал: «Разве не только я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребекка до меня — только шаг».
К 7 годам при неправильном воспитании заканчивается формирование прсневротических характерологических признаков. Далее лишь усиливаются отрицательные черты бурно формирующейся в этот период личности. Потребности ребенка в этом возрасте обшкркы и удовлетворение их обеспечивает нормальный уровень резвнтмя личности, ее стабильность, психическое здоровье, гармоничное развитие.
Период от 7 до 8 лет — это период адаптации ребенка в массовой школе. Поступление в школу— всегда эмоциональный стресс, дифференцированная оценка интеллектуальных и лрушх. Датков, работоспособности, устойчивости внимания— серьезная проверка адекватности самооценки. В этот период выявляется склонность к общению. Наи более патогенными для первоклассника является ситуация конфликта с учительницей, затруднения в усвоении учебной программы.
Следующий возрастной период — от 9 до 11 лет — период адаптации личность в коллективе. К концу 2-го — началу 3-го класса ученик имеет дело со сложившимся общественным мнением в классе, элементами требовательности друг к другу, формированием групповых норм поведения. Поступки товарищей обсуждаются, им дается оценка, симпатии и антипатии основываются на объективном представлении о достоинствах и недостатках. Налаживаются деловые связи, возникают общие интересы, имеют место взаимопомощь, сочувствие и злорадство, восхищение и зависть. В этот возрастной период формирование личности ребенка происходит под влиянием коллектива.
Наконец, период от 11 до 14 лет — период подросткового самоутверждения. Он характеризуется эмоционально-насыщенными взаимоотношениями, новыми переживаниями, которым подвергается в этом возрасте ребенок.
Резко усложняется программа обучения, возрастает требовательность родителей и педагогов. В межличностных отношениях доминирует страх быть отвергнутым группой сверстников, страх осрамиться, невыгодно отличаться от них. Потребность в самоутверждении приводит к стремлению занять более высокое положение среди одноклассников, но застенчивость, нерешительность, неверие в свои силы тормозят эту тенденцию. В этом возрастном периоде у подростка возникает потребность в признании, стремление к независимости, желание проявить себя. Появляется осознанный интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, ранимость, чувствительность, эмоциональная неустойчивость. Все это нередко приводит к обострению взаимоотношений ребенка с родителями, которые часто недоучитывают то, что подросток не требует уже прежней опеки.
Все перечисленные возрастные периоды являются благоприятным условием для возникновения конфликтов между ребенком или подростком и взрослыми.
Невротические проявления у детей в значительней степени зависят от того, на каком возрастном этапе они возникают. В преддошкольном и школьном возрасте в структуре невротического состояния появляются такие поврогепние нарушения, как отказ от еды, рвота, запоры, поносы, недержание кала, мочи, «нервная» одышка и кашель. Дети, рвотой, при заболевании сердечно-сосудистой системы появляются жалобы на боли в области сердца, изменение пульса. Нередко встречающиеся при невротических состояниях у детей младшего возраста двигательные нарушения: всевозможные судорожные приступы, подергивание отдельных мышц лица (тики), век и, наконец, просто повышенное двигательное возбуждение — обусловлены значительным преобладанием в эту пору жизни какого-либо раздражения.