Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.
Особенно много невротических состояний падает на возраст «вершины негативизма», на период упрямства (2—4 года). Ребенок переживает в этой фазе своего развития чрезвычайно много oшибок. В этом возрастном периоде перед малышом открываются, как мы уже говорили, большие возможности познания окружающего и проявления активности. Бурно проявляется стремление к самостоятельности. При этом, разумеется, нарушаются принятые нормы поведения, пачкается костюм, иногда разбиваются вещи и ломаются игрушки. В ответ на проявление активности ребенка, как правило, упрекают, запрещают реализовать его стремление к самостоятельности. В результате — столкновение возбудительного и тормозного процессов, приводящее к сшибке, конфликтам, неврозу. Позедение ребенка резко меняется, и на этом фоне возникают разнообразные симптомы патологического поведения: либо реакция протеста, упрямство, своеволие, стремление себя утвердить, либо подавленность, нерешительность, заторможенность, неуверенность. Учащаются невротические состояния и в возрасте 7—8 лет. Это новый этап в жизни ребенка, когда он способен осмыслить необходимые в норме формы поведения, людские взаимоотношения, когда па смену детской непосредственности приходит чувство такта, дистанции, когда, как говорят, ребенок учится «себя держать». Требования школы иногда для него становятся сверхсильным раздражителем, и ребенок заболевает неврозом. Здесь чаще всего имеют место тики, заикание.
В пубертатном периоде (период полового созревания) заболеваемость неврозом увеличивается. Безусловно, большое значение имеют конфликты в семье, где очень часто (как уже говорилось выше) родителей застает врасплох тот факт, что ребенок вырос, что он имеет право на самостоятельность и что прежняя опека для него непереносима.
С прослеживающимся половым влечением у него появляются свои маленькие тайны, исчезает откровенность в отношениях с близкими. Так как родители не всегда правильно оценивают новые черты в личности подростка и его законному стремлению к некоторой независимости противопоставляют требования, резко ограничивающие его свободу, возникает конфликт, ведущий к невротическому состоянию. Появляющаяся у ребенка во взаимоотношениях с товарищами замкнутость создает некоторую отчужденность, связь с коллективом ослабевает.
Таким образом, мы видим, что возрастной фактор играет определенную роль в структуре невротических состояний. С. С. Корсаков писал, что всякий возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость.
Проявления нервности у ребенка довольно разнообразны.
Расстройство сна— частое проявление нервности ребенка. Сон, согласно учению И. П. Павлова, имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Благодаря сну утомленная нервная система восстанавливается. Здоровый ребенок сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ровно, лицо розовеет. Новорожденный спит почти круглые сутки; к концу 2-го месяца у него устанавливается регулярная смена сна и бодрствования. Ребенок к этому времени больше спит ночью, а днем дольше бодрствует. В течение первого года жизни ребенок спит днем 3 раза по 2 часа, в начале 2-го года — 2 раза по 2 часа, а к полутора годам — один раз в день. Школьник спит только ночью 9—10 часов.
Нарушения сна проявляются в разных формах: либо ребенок долго не может уснуть, либо, заснув, просыпается от страшных снов, либо чрезмерно мало спит и рано
встает.
Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление и у него появляется готовность ко сну. Уложенный в постель, он быстро засыпает. Ребенок, находящийся в невротическом состоянии, не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему, спит мало и рано просыпается. Систематическое недосыпание детей истощает их нервную систему. Они встают вялыми, днем хотят спать, появляются головные боли, ночные страхи, рассеянность, раздражительность, снижается успеваемость в школе.
Большое значение в нарушении сна ребенка имеют прочитанные перед сном или просмотренные по телевизору возбуждающие нервную систему сцены, шумные игры. Яркий свет, громкий неприятный разговор, особенно ведущийся между близкими людьми, высокая или низкая температура в комнате, кожный зуд, боль также мешают засыпанию. Нервный ребенок спит неспокойно, просыпается, а засыпая, жалуется, что у него болят руки, ноги, спина, хочет пить, просит высадить его на горшок, требует игрушек, хочет, чтобы мать взяла его себе в кровать. Иногда среди ночи возникают страхи. Ребенок вскакивает, дрожит всем телом, глаза его широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Лицо бледнеет или краснеет, покрывается капельками пота. Отдельные выкрикивания («боюсь», «дядя там» и т. д.) свидетельствуют о том, что он кого-то боится. Наутро, как правило, он не помнит о случившемся. Такие приступы повторяются по нескольку раз в ночь. Беспокоящие сновидения связаны с возбуждающими впечатлениями дня. Если ребенок пережил тяжелую семейную сцену между родителями, если он был свидетелем потрясшего его события или если его запугивают {в воспитательных целях), например тем, что «его заберет дядя в мешок» или «придет волк из леса» и т. п., поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмирующее его переживание.
В более старшем возрасте сон может быть поверхностным вследствие школьных впечатлений, являющихся очагом возбуждения. Дети во сне продолжают отиечать уроки, держать экзамены и т. д. В отдельных случаях наблюдается снохождение. Дети встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим взором, ходят по комнате, производят как будто целесообразные движения (перекладывают вещи в комнате, собирают постельные принадлежности и т. д.). Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все эти действия чаше производятся молча, иногда же ребенок говорит что-нибудь, не относящееся к данной ситуации. Если ребенка не остановить и не уложить в постель, он в конце концов ляжет сам и уснет, а утром ничего не будет помнить о случившемся.
Правильный сон имеет большое значение для здоровья ребенка. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, появляются головные боли, нарастает утомляемость. Повышенная утомляемость и непереносимость шума заставляют ребенка избегать детского общества, уединяться и тем самым лишать себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность, легко возникают вспышки гнева, раздражение, обычно заканчивающееся слезами («раздражительная слабость»).
Следовательно, своевременное предупреждение расстройств сна является одним из существенных условий развития здорового ребенка.
Детские страхи.Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего детства, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. Любое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ребенку и возникла неожиданно, может стать источником страха: внезапно выскочившая из-за угла с громким лаем собака, прыгнувшая в кровать к ребенку кошка, увиденные в зоопарке животные, человек, надевший противогаз, маску и т. д. У ребенка раннего возраста отмечается повышенная чувствительность слухового аппарата к звуковым раздражителям, поэтому неожиданно громкие звуки, внезапное нарушение равновесия могут вызвать страх. Особенно большую роль играет запугивание детей взрослыми. Неопытные в деле воспитания матери, стремясь заставить ребенка слушаться, пугают его «волком, который унесет его в лес», «бабой-ягой» и т. д. Запугивают ребенка и тогда, когда он не хочет одеваться, чтобы идти на прогулку, когда плохо ест, предлагают его взять чужим людям и т. д. Если ребенок находится непрерывно в травмирующей его ситуации, у него проявляются так называемые – чертыпатологического развития чувства тревоги, заторможенность, боязливость, нерешительность, угнетенность, мнительность. Отсюда возникает настоятельная необходимость при воспитании ребенка раз и навсегда отказаться от приемов запугивания.
Летательные нарушения.Дети первых лет жизни выражают свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста ребенок изгибается на руках у матери, мускулы его как бы находятся в состоянии судорожного сокращения, тело становится напряженным, «как доска»; иногда он с криком падает на иол, беспорядочно бьет руками, ногами, стучит головой об пол. Нерелчо ребенок так ведет себя в наиболее неподходящей обстановке — на улице, в трамвае, в общественных местах. Таким поведением он стремится привлечь внимание взрослых или добиться выполнения своих требований. Подобного рода «двигательные бури» у маленьких детей являются прототипом истерического припадка в более старшем возрасте.
При высокой температуре у младших детей иногда появляются судорожные припадки, которые не всегда бывают обусловлены воспалительным процессом мозга или его оболочек. Возникновение их объясняется тем, что детям раннего возраста свойственна нервная возбудимость. Иногда такие явления возникают после тяжело протекающей инфекции.
Причиной возникновения двигательных нарушений нередко является и психическая травма. Примером может служить следующее наблюдение.
Юра С, 6,5 года. В прошлом долго не мог привыкнуть к яслям, неохотно их посещал. Считался очень нервным и трудновоспитуемым. На следующее утро после того, как его однажды наказали в детском саду, у него вдруг «ослабели» ноги. Врач даже поставил диагноз: полиомиелит. Однако ошибка диагноза была вскоре обнаружена: через два дня парез ног исчез. У таких детей нередко в дальнейшем формируется патологическое развитие личности.
Тики— довольно распространенный симптом невротического состояния в детском возрасте. Это судорожные сокращения, чаще всего встречающиеся у детей в мышцах лица, шеи, головы, рук, происходящие по типу целенаправленного движения. Например, ребенок подергивает плечом, точно его стесняет платье, моргает глазом, будто желая смахнуть соринку, производит движение рукой, как бы отбрасывая мешающие ему волосы. Приведем следующий пример.
Мать Коли Б. обратилась к врачу по поводу того, что у ребенка в течение последнего года после испугавших его прививок появилось подергивание головой. Ребенок живет с матерью. Отец оставил семью. В возрасте года перенес травму головы с легкими явлениями сотрясения мозга. Развивался нормально. В контакт с врачом вступает охотно, разговорчив. В разговоре с врачом сказал: «Отец нас прогнал», после того сильно затормозился, появились движения головой, стал жаловаться на головную боль. В отделении был аккуратен, упрям, на предложение оправить свою постель ответил: «Вы здесь работаете, вы и оправляйте, а я не работаю здесь». Ребенок, видимо, тяжело травмирован разлукой с отцом. Любовь к отцу и вместе с тем отрицательное отношение к нему за то, что он оставил семью, и явились причиной возникновения насильственного движения головой у мальчика.
Тики возникают чаще в определенные возрастные кризы: 4—7 и 13—15 лет. В этот период наблюдается большая чувствительность ребенка к раздражителям окружающей его обстановки.
Нарушение функции органов пищеварения.Анорексия (снижение аппетита) является очень частым выражением невротического состояния детей, особенно в раннем возрасте. Причиной анорексии в одних случаях является снижение выделения слюны. Дети медленно жуют, их рот наполнен пищей, которую они долго не могут проглотить; в дальнейшем ребенок приучается брать еду небольшими порциями и запивать водой именно в силу того, что она недостаточно смочена слюной.
В других случаях причиной снижения аппетита является однообразное питание, в результате чего организм ребенка насыщен лишь определенными пищевыми веществами и возбудимость в соответствующих частях пищевого центра снижена.
Иногда анорексня наблюдается при состояниях, вызванных инфекциями, наличием глистов, снижением общего обмена, когда ребенок вынужден из-за какого-либо заболевания длительно находиться на постельном режиме. Сахар, конфеты, шоколад, съеденные перед едой, оказывают отрицательное влияние на аппетит ребенка. У нервного ребенка анорексия может продолжаться в течение длительного, времени. Особенно способствует этому насильственное кормление.
Иногда отрицательное отношение к еде может возникнуть в результате сочетания приема пищи с неприятными ощущениями (например, высокая температура пищи). В некоторых случаях попытка насильственного кормления вызывает рвоту «фонтаном».
У чрезмерно избалованных детей при определении их в ясли или детский сад появляется рвота как реакция на изменение обстановки и разлуку с близкими. Рвота может возникнуть в момент испуга ребенка. Так, девочка б лет, повышенно возбудимая, робкая, нерешительная, сорвала на клумбе соседей цветы. За едой мать сказала, что за этот поступок ей грозит тюрьма. Девочка очень испугалась, и ее тут же вырвало. С тех пор рвота стала повторяться при всяком приеме пищи.
В подростковом возрасте анорексия нередко обусловлена стремлением похудеть, доводящим иногда подростка до состояния крайнего истощения. Чаще это состояние наблюдается у девочек, обладавших прежде сниженным аппетитом. Влечение к похудению возникает в связи с появлением вторичных половых признаков. Развивающиеся грудные железы воспринимаются подростком как появившаяся полнота, портящая фигуру и вызывающая чувство стыда. Создается привычка к голоданию, к ощущению пустоты в желудке. С таким ребенком надо длительное время в спокойном тоне вести беседы о том, что здоровье, а не болезненная худоба создает впечатление свежести и красоты.
Нарушение функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата.У детей младшего возраста нередко наблюдается нервный кашель. Особенно часто он возникает после тяжело перенесенного коклюша с «закатыванием». Заболевание верхних дыхательных путей также может привести к нервному кашлю. У более старших детей реакции в виде кашля встречаются довольно редко. Часто приходится видеть состояние одышки, постоянные глубокие вздохи, создающие впечатление нехватки ребенку воздуха. Одышка встречается у детей, перенесших атаку ревматизма, сопровождавшуюся явлениями кислородной недостаточности. В дальнейшем состояние ребенка под влиянием лечения нормализовалось, по реакция упрочилась и одышка повторяется уже без всяких к тому оснований. Под влиянием психотерапии постепенно все патологические признаки исчезают.
Нарушение функции мочеиспускания — это довольно частое явление у детей. Ребенок овладевает навыком опрятности в разные сроки. В значительной мере этот срок зависит от воспитания в нем этого навыка. С 9—10 месяцев ребенка нужно систематически высаживать на горшок, и тогда вскоре он начинает сам «проситься» днем на горшок. Однако ночью ребенку напоминать о необходимости помочиться нужно до 6—7 лет.
Причины ночного недержания мочи самые разнообразные (недоразвитие позвоночника, слабость мочевого пузыря), но чаще всего недержание мочи связано с психогенным фактором (испуг, огорчение, страх и другие неприятные переживания).