Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:54, контрольная работа
Цель исследования: выявить значимость формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников для осуществления преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Объект исследования: формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: преемственность дошкольного и начального образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ……………… ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ…….. ШКОЛЬНИКОВ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В
умении преобразовывать конкретно-
Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
Развитие контроля и самоконтроля младших школьников. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия - контроля. «Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий». Принято выделять две основные формы контроля: 1) контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий; 2) контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане.
Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.
Формирование оценки своей учебной деятельности. С действием контроля тесно связана оценка: «Она фиксирует соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации». В начальный период обучения, любые формы оценки способны больше тормозить процесс развития ребенка, чем стимулировать его. «Школьные оценки по происхождению, критериям и функционированию принадлежат ведь взрослым, а не ребенку, который норм оценивания не знает. Оценку он всегда получает от учителя. А критерии, по которым определяется оценка, для него почти полностью неясны, непонятны или открываются в отрицательной форме - как незнание чего-то. Оценка воспринимается учеником как поощрение или наказание, как хорошее или плохое отношение к нему учителя». Учителю необходимо сделать оценку средством активности и инициативы самого ученика как субъекта учебной деятельности.
Ю.А.Полуяновым
и Т.А.Матис проводилось
Таким
образом, к осуществлению
Необходимо
отметить, что такие компоненты учебной
деятельности, как: формирование умений
решать учебные задачи в определенных
ситуациях в различной форме заданий;
создание проблемных ситуаций; анализ
предполагаемых результатов действий;
ознакомление детей с главными компонентами
учебной деятельности, демонстрация определенной
последовательности учебных действий;
самостоятельная оценка своих действий
и их результатов, формируются в школе,
а формирование всех остальных компонентов
начинается в детском саду и продолжается
в начальной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы были разработаны методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников. Основное содержание рекомендаций сводится к следующему:
Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.