Потребностно-мотивационная сфера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:44, реферат

Краткое описание

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.).

Оглавление

1. Мотивация и потребности в структуре личности
2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
3. Профессиональная мотивация
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

В настоящее время уже  проведены исследования, из которых  следует, что между профессиональными  интересами и характерологическими особенностями личности существует определенная связь. Например, установлено (Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере "человек  — человек" (по опроснику ДДО  Е.А. Климова), больше нуждаются в  общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

Те, кто проявляет интерес  к сфере "человек—техника", обладают более высокой стойкостью аффекта  и ригидным поведением, более реалистичны  и независимы, более радикальны и  склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу "человек  — художественный образ" характерна лабильность эмоций и потребность  в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для учащихся, выбравших  сферу "человек — знаковая система", характерны высокая ригидность поведения  и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу "человек—природа" ярко выражена сензитивность, высокая  эмоциональная чувствительность в  сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результатами диагностики по ДДО  стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко  определяются частично по механизму позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

В связи с такими представлениями  трудно согласиться с существующей рекомендацией, согласно которой прогнозирование  успешности будущей профессиональной деятельности должно в большей мере опираться на характерологические  особенности личности, чем на результаты диагностики профессиональных интересов.

Вообще утверждением, что  характерологические особенности  всегда преобладают над профессиональными  интересами, нужно оперировать очень  осторожно. С одной стороны, действительно, характерологические особенности в целом более ригидны, чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы — как элемент в общей структуре мотивации личности — часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) — чрезвычайно важные (а при некоторых условиях и определяющие) факторы. От них зависит успешность профессионального обучения. Недаром В.Д. Шадриков заметил, что "принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности". При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей не оптимален. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профессиональные интересы и характерологические особенности личности, как мы только что видели, тесно связаны друг с другом.

Формирование устойчивого  положительного отношения к профессии  — один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь  еще немало нерешенных задач. В современных  условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к  личности требований о непрерывном  профессиональном образовании и  совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает  все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога —  как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального  обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.

психология мотивация  личность успех

 

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
  4. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М., 1988.
  5. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  7. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, 2003.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Потребностно-мотивационная сфера человека