Потребностно-мотивационная сфера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:44, реферат

Краткое описание

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.).

Оглавление

1. Мотивация и потребности в структуре личности
2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
3. Профессиональная мотивация
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен  в меньшей степени, чем у ориентированных  на успех. Склонны к переоценке своих  успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного  характера, в условиях дефицита времени  результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей  настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и  переживанию времени как "бесцельно  текущего" ("Время — это постоянно  струящийся поток"). Склонны планировать  свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это  будет происходить независимо от того, "навязано" ли задание извне  или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении  снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее  выражено, чем в первом (навязано кем-то).

Если говорить о диагностике мотивации успеха и мотивации боязни неудачи, то самым оптимальным методом оказывается наблюдение, ведь у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюдения над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубокому психологическому анализу.

В арсенале современной психодиагностики имеется множество специальных  методик, позволяющих диагностировать  рассматриваемые типы мотивации  личности.

Разработка качественных методик в целом представляет собой весьма сложную задачу. Ведь мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, "закрыты" для анализа, они составляют зону, сознательно или подсознательно, но всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. И потому мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют от специалиста высочайшей квалификации.

 

 

 

 

3. Профессиональная  мотивация

 

В поэме Гоголя "Мертвые  души" немалое место отведено детству главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик  из бедной семьи учится с таким  прилежанием? Он хочет обязательно  подняться вверх по служебной  лестнице и зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть  — в таможню. Разумеется, это не самый показательный пример. Одной  из основных тем русской литературы XIX в. было учение как способ "выбиться в люди" — ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из "Скучной истории", страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться медициной — жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова).

Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже  не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит  в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами  существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к  конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес  к предмету, осознанность выбора профессии  и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в  том, что способности и мотивация  находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом  влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что  сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании "отличников" и "троечников" начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

В "Заповеднике" С. Довлатова  обрисован трагикомический портрет  филолога Митрофанова, студентом поражавшего  всех своей памятью и эрудицией, а также... фантастической ленью. Этот человек даже не представлял себе, чем ему заняться, поскольку никак  не мог собраться с духом и  написать хоть страницу научного текста. В результате он "поплыл по течению" и, руководствуясь ленью, стал экскурсоводом  в Пушкинских Горах, поскольку, по крайней  мере говорить этот эрудит еще не ленился...

Если студент разбирается  в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе  начального профессионального образования  и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов  на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение  всех лет учебы этот показатель неуклонно  снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос "Почему профессия нравится?" свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают "возможность самосовершенствования", "возможность заниматься творчеством" и т.п. Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.

С одной стороны, перед  нами — высокая удовлетворенность  профессией и намерение по окончании  вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом  плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут  формироваться только в соответствующей  творческой среде, в том числе  и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии  и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса.

Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах  дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения  учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение  не может иметь существенного  значения, если оно не подкрепляется  компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо  связано со способами овладения  ею. Так что вряд ли обучение пройдет  удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении "Кем быть?" Маяковского: "Хорошо быть... — пусть меня научат".

В знаменитых "Алых парусах" А. Грина есть замечательные страницы, посвященные тому, как Артур Грэй избирает опасную и нелегкую профессию  капитана. Его влечет поэзия странствий, желание повидать мир, но этот юноша, поначалу изнеженный аристократ, даже не представляет себе все тяготы обучения. Он начинает с простого юнги, еще  не зная, что ему предстоит заучивать  огромное количество информации и переносить физические лишения, сопряженные с  морем: голод, холод, травмы и так  далее. Как мы помним, у Грэя сила мотивации оказалась решающей. Однако можно предположить, что, знай Артур  побольше о капитанском ремесле  и о том, что ему предстоит, учеба шла бы гораздо легче.

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения  студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд  вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности  от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на  формирование удовлетворенности:  социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические,  в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной  мотивации или, другими словами,  система и иерархия мотивов,  определяющих позитивное или  негативное отношение к избранной  профессии.

Эти отдельные моменты, как  и отношение к профессии в  целом, влияют на эффективность учебной  деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Диагностика отношения к  профессии представляет собой собственно психологическую задачу. А вот  формирование отношения к профессии  является преимущественно педагогической проблемой.

Удовлетворенность профессией — это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен  именно как обобщенная характеристика. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным  экономическим последствиям. Кроме  того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма — один из решающих факторов преодоления психологического стресса.

Таким образом, изучение удовлетворенности  профессией, ее влияние на процесс  профессионального обучения, выявление  в этой области определенных закономерностей  — все это более чем актуальные задачи педагогики и психологии.

Приобретет ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности.

Как мы помним, работа, которую  выполнял гротескный герой "Шинели" Гоголя Акакий Акакиевич, была самой, что  ни на есть механической — он служил переписчиком деловых бумаг. Но этот "маленький человек", для которого пошив новой шинели стал вехой  в жизни, находил в своей работе источник вдохновения — у него даже были свои любимые буквы... Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству — необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Несмотря на то, что удовлетворенность  профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность  такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены  для диагностики интересов и  склонностей личности учащегося, его  установок, ценностных ориентации, а  также характерологических особенностей.

Правильное выявление  профессиональных интересов и склонностей  является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Результаты одного из исследований (А.А. Реан, 1990, 1999) хорошо иллюстрируют факт, что даже самый простой анализ профессиональных интересов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией, была проведена диагностика профессиональных интересов. Показательно курьезное высказывание учащейся М.: "Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке". Такое понимание профессии делало ее выбор всецело субъективным и неверно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки на деле относится одновременно к типу "человек — знаковая система" и к типу "человек¾человек". Ведущими для М. оказались интересы, связанные именно с последним типом профессий, тогда как специальность печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

Информация о работе Потребностно-мотивационная сфера человека