Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:42, курсовая работа
Цель работы: изучить потребности и мотивации человека.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи, во-первых, изучить потребности человека, их классификацию и пирамиду потребностей по А.Маслоу, а, во-вторых, рассмотреть сущность, содержание и структуру мотивации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Потребности …………………………..……………..……….. ...……....4
1.1.Пирамида потребностей по А.Маслоу ………………………………6
Глава 2.Мотивация ……………………………………..………………...…......12
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………………..
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится что это следующие характеристики деятельности:
· усилие;
· старание;
· настойчивость;
· добросовестность;
· направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу немного проще, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать более легкое решение, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Существуют различные
способы мотивации, в том числе:
Нормативная мотивация — побуждение человека к определенному
поведению посредством идейно-психологического
воздействия: убеждения, внушения, информирования,
психологического заражения и т.п.
Принудительная
мотивация, основывающаяся на использовании
власти и угрозе ухудшения удовлетворения
потребностей работника в случае невыполнения
им соответствующих требований.
Стимулирование
— воздействие не непосредственно на
личность, а на внешние обстоятельства
с помощью благ, стимулов, побуждающих
работника к определенному поведению.
Первые два способа мотивации
являются прямыми, ибо предполагают непосредственное
воздействие на человека, третий способ
- стимулирование - косвенный, поскольку
в его основе лежит воздействие внешних
факторов - стимулов.
Центральное место
в теории мотивации занимает понятие мотив.
Мотив — это преимущественно осознанное
внутреннее побуждение личности к определенному
поведению, направленному на удовлетворение
ею тех или иных потребностей. Актуализация
мотива означает превращение его в главный
импульс психологической активности,
обусловливающий поведение. Мотив характеризует,
прежде всего, волевую сторону поведения,
т.е. он неразрывно связан с волей человека,
представляет собой преимущественно осознанное
побуждение. Мотив порождается определенной
потребностью, выступающей конечной причиной
человеческих действий. Иногда имеет место
борьба мотивов, в которой побеждает и
актуализируется наиболее сильный из
них. Мотивация представляет собой процесс
создания системы условий или мотивов,
оказывающих воздействие на поведение
человека, направляющих его в нужную для
организации сторону, регулирующих его
интенсивность, границы, побуждающих проявлять
добросовестность, настойчивость, старательность
в деле достижения целей.
Мотивы, являясь личностным
побуждением к активности, тесно связаны
со средой жизнедеятельности. В ней содержится
вся совокупность потенциально возможных
стимулов. Индивидуальность человека
появляется в выборе стимулов.
Мотивы могут
быть внутренними и внешними; последние
обусловлены стремлением человека обладать
какими-то не принадлежащими ему объектами
или, наоборот, избежать такого обладания.
Внутренние мотивы связаны с получением
удовлетворения от уже имеющегося у человека
объекта, который он желает сохранить,
или неудобствами, которые приносит обладание
им, а следовательно стремление от него
избавиться.
Мотивы формируются, если: в
распоряжении общества имеется необходимый
набор благ, соответствующих социально
обусловленным потребностям человека;
для получения этих благ необходимы трудовые
усилия; деятельность позволяет работнику
получить эти блага с меньшими материальными
и моральными затратами, чем любые другие
виды деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (нравственность) и эстетические (искусство). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления) и экономические. Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры. Некоторые ученые утверждают, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.
Взгляды Маслоу нашли отражение и в нашей жизни и в обществе. Его вклад в видение человеческой природы неоценим. Маслоу дал начало двум направлениям психологии, гуманистическому и трансперсональному. На протяжении 1970-1980гг. происходило воплощение идей Маслоу в психологии и образовании, бизнесе и менеджменте, здравоохранении и социологии. Однако важнее всего идеи и влияние этих идей на нашу жизнь, и наше общество. Все его труды пронизаны убеждением, что человека можно понять, лишь учитывая его высшие стремления. Он утверждал, что мы как человеческие существа обладаем внутренней потребностью культивировать эти стремления, чтобы иметь возможность реализовывать себя и служить обществу.
Таким образом, цель работы была достигнута, посредством решения поставленных задач. В первой главе были рассмотрены потребности, а во второй главе понятие мотивации.
Библиографический список