Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:42, курсовая работа
Цель работы: изучить потребности и мотивации человека.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи, во-первых, изучить потребности человека, их классификацию и пирамиду потребностей по А.Маслоу, а, во-вторых, рассмотреть сущность, содержание и структуру мотивации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Потребности …………………………..……………..……….. ...……....4
1.1.Пирамида потребностей по А.Маслоу ………………………………6
Глава 2.Мотивация ……………………………………..………………...…......12
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Потребности …………………………..……………..……….. ...……....4
1.1.Пирамида потребностей по
Глава 2.Мотивация
……………………………………..………………...…....
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Экономика (от греч. «ведение хозяйства») как сфера деятельности человека возникла с незапамятных времен. Древние люди охотились на диких животных, собирали плоды, ловили рыбу. Все это они делали ради того, чтобы выжить. Их работа была первым прототипом сегодняшней экономической деятельности.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором экономической деятельности работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до 18 и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).
Таким образом, и
потребности, и мотивация
Цель работы: изучить потребности и мотивации человека.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи, во-первых, изучить потребности человека, их классификацию и пирамиду потребностей по А.Маслоу, а, во-вторых, рассмотреть сущность, содержание и структуру мотивации.
ГЛАВА 1. потребности.
Потребность – внутреннее
состояние функциональной или психологической нужды или
недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности
Потребность рассматривается
как состояние индивида, отражение
в психике человека через «
Потребности – это
надобность в каком-либо благе,
Психология рассматривает
потребности как особое
Общественные потребности
– потребности, возникающие в
процессе развития общества в
целом, отдельных его членов, социально-экономических
групп населения. Они
Общественные потребности
делятся на две крупные группы
потребности общества и
Потребности общества
определяются необходимостью
С экономической деятельностью
общества наиболее связаны
Личные потребности
возникают и развиваются в
процессе жизнедеятельности
Являясь категорией общественного
сознания, личные потребности выступают
и как специфическая
В зависимости от
характера, природы
─ Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, во сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
─ Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
─ Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д. Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности. В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Личные потребности
носят активный характер, служат
побудительным мотивом
С другой стороны,
сама эта деятельность
Удовлетворение потребностей
путем так называемого
Закон возрастающих потребностей – экономический
закон движения потребностей. Проявляется
в возрастании уровня и качественном совершенствовании
потребностей. Это всеобщий закон, действующий
во всех общественно-экономических формациях.
Ему подчиняются потребности всех социальных
слоев и групп населения, и каждого их
представителя в отдельности. Но конкретные
формы проявления этого закона, интенсивность,
сфера и характер его действия зависят
от формы собственности на средства производства,
уровня развития производительных сил
и господствующих производственных отношений.
Под влиянием развития производительных
сил, научно-технического прогресса потребности
постоянно растут в рамках одной общественно-экономической
формации.
Основные направления,
по которым развиваются личные потребности,
обусловленные действием этого закона,
следующие: рост общего их объема; усложнение,
объединение в крупные комплексы; качественные
изменения в структуре, выражающиеся в
ускоренном росте прогрессивных потребностей
на базе полного удовлетворения самых
необходимых и настоятельных потребностей,
ускоренный рост потребностей в новых
высококачественных товарах и услугах;
равномерность возрастания потребностей
всех социальных слоев и связанное с этим
сглаживание социально-экономических
различий в уровне и структуре личных
потребностей; приближение личных потребностей
к разумным, научно обоснованным ориентирам
потребления
Классификация потребностей
отличается огромным
По отношению к масштабам и структуре производства выделяют следующие виды экономических потребностей:
• абсолютные, перспективные, выражающие потребительскую силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который могло бы потребить общество, если бы он имелся в наличии);
• действительные, необходимые, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства, оптимальном ходе воспроизводства;
• подлежащие удовлетворению - потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума;
•
фактически удовлетворяемые.
В условиях товарного производства подлежащие
удовлетворению потребности выступают
в форме платежеспособного спроса, а фактически
удовлетворяемые — удовлетворенного
спроса.
В зависимости от роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы различают физические, интеллектуальные и социальные потребности.
С точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности.
В зависимости от социальной структуры общества различают: потребности общества в целом; потребности классов, социальных групп; потребности отдельных людей.
В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). Первичными являются потребности в еде, питье, одежде и т.д.
Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека — потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т.д. Эти потребности удовлетворяются после удовлетворения первичных. Первичные потребности не могут быть замещены одна другой (потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены в отдельности). Вторичные потребности могут быть заменены одна другой (человек может сходить в кино вместо театра). Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны, более жесткие, вторичные тяготеют к эластичным.
Жесткие потребности не удовлетворяются в течение длительного времени, но быстро исчезают, как только появляются в распоряжении средства, необходимые для их удовлетворения (потребности в питье).
Потребности бывают также экономическими и неэкономическим. Для удовлетворения экономических потребностей необходимо производство. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без наличия общественного производства, например, потребность в воздухе, чтобы дышать. Экономические потребности имеют исторический характер. Они органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей.