Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутренне противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения. Человек как личность – это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями – физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектупальными, эстетическими, духовными.

Оглавление

1. Введение.
2. Потребность.
3. Мотив саморазвития.
4. Целеобразование.
5. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация).
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

к-р по человек и его потребности.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Цель-средство — представление об инструментах, средствах достижения цели. Механизмы целеобразования — структуры мышления, формирующие и конкретизирующие цель. 
 

     Защитные  реакции на неудачу (вытеснение, рационализация) 

     При осуществлении поступления какой-либо информации в сознание-подсознание индивида (речь о воздействии информации на психику), психика такого индивида не воспринимает все подряд, а включается механизм верификации поступающей информации, ее отбор, анализ, и распределение по участкам мозга, ответственными за хранение информации.

     В свое время профессор Зигмунд  Фрейд и его младшая дочь, профессор  Анна Фрейд, открыли т.н. защитные механизмы  психики, посредством которых любая  информация из внешнего мира, будучи отвергнутой  сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др.

     Вытеснение. Человек вытесняет из своей памяти неудачи и все, что с ними связано. Напротив, успехи, даже незначительные, постоянно актуализируются в сознании и поддерживают ценность своего "Я". Человек как будто "забывает", что он потерпел неудачу. Это предохраняет психику от возникновения внутриличностного конфликта, лишних перегрузок и волнений, поддерживает позитивный образ своего "Я" и самооценку. Но вытеснение из сознания всего, что связано с неудачей, не является конструктивным решением проблемы (поскольку, вытесняя то, что нам неприятно, мы только временно избавляемся от неудовольствия). В подсознании переживание неудачи продолжает существовать и время от времени напоминает о себе.

     Рационализация. Субъект, который оказался несостоятельным  решить проблему и потерпел неудачу, часто объясняет ("рационализирует") это внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием и отсутствием способностей. Такое объяснение ("рационализация") как реакция на неудачу помогает временно избежать снижения самооценки и защищает образ своего "Я".

     Рационализация - это псевдоумное, псевдорациональное объяснение причин собственных неудач (и мотивов действий) с целью  самооправдания и поддержки своего "Я" на надлежащем уровне. Истинные причины неудач при этом не осознаются или не понимаются, поскольку осознание их привело бы к потере самоуважения.

     Когда актуализируется рационализация, человек, отвечая на вопросы, почему он потерпел неудачу (или совсем не выполнил задание), как правило, называет социально-желательные для поддержки своего "Я" факторы.

     Так, руководитель учреждения ссылается  на невозможность "при таких условиях что-нибудь делать", а настоящая  причина может состоять в отсутствии у него настойчивости в работе. Осознание собственной несостоятельности было бы болезненным для его "Я" (далеко не все склонны признавать свою слабость и необходимость самоусовершенствования). Вот потому и вступает в действие рационализация как механизм психологической защиты личности.

     Значительно легче для психики некоторых людей оправдаться, ссылаясь на внешние обстоятельства, на преграды со стороны других людей, на отсутствие определенных средств. Тяжелее признать собственные недостатки и начать работать над ними.

     Если  человек не склонен защищаться и  рационализировать, не извращает настоящие причины неудачи, то он признает свои слабости, недостатки и призадумывается над тем, как их преодолеть.

     Хотя  механизмы психологической защиты поддерживают самооценку и образ-Я  на надлежащем уровне и защищают психику  от перегрузок, однако они не дают возможности осознать настоящие причины поражения и не содействуют развитию личности.

     Заключение  
 

     Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности  чего-либо.

     По  мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

     Потребность рассматривается как состояние  индивида, отражение в психике  человека через «напряжение», «неудовлетворённость»  и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием.

     Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его  на удовлетворение  определенной потребности.

Таким образом, потребности и мотивации  тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

     Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

     Целеобразование - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

     При осуществлении поступления какой-либо информации в сознание-подсознание индивида (речь о воздействии информации на психику), психика такого индивида не воспринимает все подряд, а включается механизм верификации поступающей информации, ее отбор, анализ, и распределение по участкам мозга, ответственными за хранение информации.

     С помощью защитных механизмов психики  любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др.

     Рационализация  как защитный процесс состоит  в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения  для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).

     Вытеснение  является процессом исключения из сферы  сознания мыслей, чувств, желаний и  влечений, причиняющих боль, стыд или  чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях.  

Список использованной литературы 
 

  1. Шиповская Л. П. Человек и его потребности : Учебное пособие. – М.:Альфа-М:ИНФРА  –М, 2008. – 432с.
 
  1. Маслоу  А. Мотивация и личность. 3- издание. СПб.: ПИТЕР , 2003.
 
  1. Фокина  О. А. Человек и его потребности . Волгоград, 2003. С.12-16.
 
  1. Черников  В. Г. Человек и его потребности . Рыбинск, 2003.
 
  1. Кроль М. В. Психология и педагогика. М., 2002.

Информация о работе Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)