Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутренне противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения. Человек как личность – это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями – физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектупальными, эстетическими, духовными.

Оглавление

1. Введение.
2. Потребность.
3. Мотив саморазвития.
4. Целеобразование.
5. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация).
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

к-р по человек и его потребности.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию  РФ 
 
 
 
 

Факультет заочного и послевузовского обучения 
 
 

контрольная работа 
 
 

  ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 

«Человек  и его потребности» 
 
 

      Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация). 
       
       
       
       

                                 Выполнила:   студентка 2 курса 

                               

                              Проверил:  ст. преподаватель

                                                      
               
               
               
               
               
               

  2010 
 
 
 

    План 
 
 

1. Введение. 

2. Потребность. 

3. Мотив саморазвития. 

4. Целеобразование. 

    5. Защитные  реакции на неудачу (вытеснение, рационализация). 

     6. Заключение. 

7. Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Функционирование  общества как сложной самоуправляющейся  системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутренне противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения. Человек как личность – это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями – физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектупальными, эстетическими, духовными.

     Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют  на поиск необходимого.

     История развития человека связана с историей развития его потребностей. В процессе труда создаются новые предметы и явления, которые порождают  новые потребности.

     Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение  определенной потребности.

     Таким образом, потребности и мотивации  тесно связаны: потребность стимулирует  человека к деятельности, а компонентом  деятельности всегда является мотив.

     Целеобразование - процесс  порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой.

     При осуществлении поступления какой-либо информации в сознание-подсознание  индивида (речь о воздействии информации на психику), психика такого индивида не воспринимает все подряд, а включается механизм верификации поступающей информации, ее отбор, анализ, и распределение по участкам мозга, ответственными за хранение информации.

     В свое время профессор Зигмунд Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли т.н. защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Потребность 
 

     Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности  чего-либо. Потребности по-разному  проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности  различают:

- по  сферам деятельности: потребности  труда, познания, общения, отдыха;

- по  объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические  и др. потребности; 

- по  функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные  потребности; 

- по  субъекту потребностей - групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

     По  мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

     Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в психике человека через «напряжение», «неудовлетворённость» и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием. Толкая индивида на устранение такого несоответствия, потребность является побудителем активности, источником мотивации. В случае если у индивида отсутствуют реальные возможности для насыщения потребности, может произойти её замещение или подавление. В случае неудовлетворения витальных потребностей организм ожидает смерть.

     Потребностью  является свойство живого организма, которое проявляет недостаточное состояние самого индивида и из-за этого отличает его от жизненной среды. Самые простые виды потребности есть витальные нужды, которые запрограммированы в долгопродолжительном процессе существования, развития, эволюции.

     Фрейдизм  сводит к неизменным витальным потребности  высоких уровней, которые считает  их опредмечиванием. Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете.

     Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

     Согласно  Х. Мюррею, список потребностей таков:

доминантность — стремление контролировать, оказывать  влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

агрессия  — стремление словом или делом  опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

отвержение  других — стремление отвергнуть попытки  сближения;

автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной  неполноценности;

потребность в уважении и поддержке;

потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

потребность быть в центре внимания;

потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной  деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить  превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная  чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

социальность (социофилия) — забвение собственных  интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

потребность оказания помощи;

потребность избегания наказания — сдерживание  собственных импульсов с целью  избежать наказания, осуждения; потребность  считаться с общественным мнением;

потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться  ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих  ошибок;

потребность преодоления поражения, неудачи  — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

потребность избегания опасности;

потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

потребность суждения — стремление ставить общие  вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

     Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая  цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

     Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости  от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

     Субъективно потребности репрезентируются в  виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

      Одна  из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

     Опредмечение  — процесс «узнавания» потребностью своего предмета. В элементарных формах известен как запечатление (импринтинг).

     Опредмечение  — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и  определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

     В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

1) первоначально  очень широкий спектр предметов,  способных удовлетворить заданную  потребность;

2) быстрая  фиксация потребности на первом  удовлетворившем ее предмете. 

Информация о работе Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)