Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа
Функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутренне противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения. Человек как личность – это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями – физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектупальными, эстетическими, духовными.
1. Введение.
2. Потребность.
3. Мотив саморазвития.
4. Целеобразование.
5. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация).
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Потребности
различают:
по сферам | по объекту потребностей | по функциональной роли | по происхождению | по субъекту потребностей |
биологические,
трудовые, познания, общения, отдыха. |
физиологические
(пища, вода, воздух, климатические условия
и т. п.)
материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п) социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.) духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.) этические, эстетические, другие; |
доминирующие/второстепенные,
центральные/периферические, устойчивые/ситуативные; |
врожденные,
простые приобретенные сложные приобретенные |
групповые,
индивидуальные, коллективные, общественные. |
А.
Маслоу делил потребности по последовательности
их удовлетворения, когда потребности
высшего уровня появляются после удовлетворения
потребностей уровнем ниже.
Пирамида
потребностей по Маслоу
Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
По
аналогии с условными и безусловными
рефлексами потребности так же делят
на врождённые, простые приобретённые
и сложные приобретённые. Под
простыми приобретёнными потребностями
понимаются потребности сформированный
на основании собственного эмпирического
опыта индивида (например, потребность
трудоголика в любимой работе), под сложными
же — на основании собственных умозаключений
и представлений неэмпирического происхождения
(например, потребность религиозного человека
в исповеди, базирующаяся на привитом
извне представлении о позитивных последствиях
ритуала, но не на эмпирическом ощущении
вины и унижения при его совершении).
Мотив
саморазвития
Мотив [лат. movere — приводить в движение, толкать]
1)
побуждение к деятельности, связанное
с удовлетворением
2)
предметно-направленная
3) побуждающий и определяющий
выбор направленности
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотивов (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ), иерархия мотивов (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотивов.
Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотивов дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотивов я процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами.
Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.
Внешняя
мотивация (экстринсивная) — мотивация,
не связанная с содержанием
Внутренняя
мотивация (интринсивная) — мотивация,
связанная не с внешними обстоятельствами,
а с самим содержанием
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.
Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.
Некоторые психологи отрицают существование стремления к саморазвитию как самостоятельного мотива деятельности, включая его в структуру других мотивов (таких, как самоактуализация, самоутверждение и т.п.). Однако, по нашему мнению, есть все основания выделять мотив саморазвития в качестве самостоятельного.
Студент побуждается к учебе не только стремлением избежать неприятностей и наказания (негативной мотивацией), материальными стимулами, но также стремлением развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед.
Спортсмен, наряду с другими мотивами (такими, как самоутверждение, денежное вознаграждение и т.п.), может побуждаться к деятельности и стремлением к саморазвитию. Он хочет достичь определенного уровня мастерства, постоянно совершенствоваться и продвигаться вперед.
Когда
удается актуализировать у
Целеобразование
Целеобразование - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
1) предвосхищение
полезного результата - потребного
будущего, достижение коего дает
прямой приспособительный
2) предвосхищение
средств, использование коих
1) образование цели;
2) осуществление действия;
3) эмоциональная
и когнитивная (познавательная) оценка
хода выполнения действия и
его окончательного результата.
Образ предвосхищаемого
1) превращение
полученного требования в
2) выбор одного из наличных требований;
3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;
4) превращение побочных результатов действия в цель;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
6) выделение целей промежуточных;
7) переход от целей предварительных к окончательным;
8) образование
иерархии и временной
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;
2) роль
эмоций в актах
3) оценки достижимости результата;
4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
Как одно из высших проявлений мышления, представляет из себя центральную компоненту в выполнении преднамеренного, направленного и целесообразного действия, организованного целью.
По У.Джеймсу (1842–1910 гг.) сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.
Целеобразование, как поведенческий образ, расслаивается на две параллельные ветви: 1) создание цели-образа как получение в будущем полезного результата, блага, значимого эффекта; 2) формирование цели-средства как оценка и выбор в настоящем требуемых средств, трудозатрат, жертв, которые потребуются для достижения цели-образа.
Цель-образ
— оформленный в существующую
в сознании чувственно-логическую форму
предвосхищаемый результат
Формирование цели-образа предшествует целостному и более глубокому осознанию цели. Ближайшим последующим этапом становится формирование цели-средства, что позволяет предварительно оценить (принять, доработать, отвергнуть, пересмотреть и т. д.) реалистичность возникшей цели-образа.