Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутренне противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения. Человек как личность – это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями – физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектупальными, эстетическими, духовными.

Оглавление

1. Введение.
2. Потребность.
3. Мотив саморазвития.
4. Целеобразование.
5. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация).
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

к-р по человек и его потребности.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Потребности различают: 

по  сферам по  объекту потребностей по  функциональной роли по  происхождению по  субъекту потребностей
биологические,

трудовые,

познания,

общения,

отдыха.

физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия  и т. п.)

материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)

социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)

духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)

этические,

эстетические,

другие;

доминирующие/второстепенные,

центральные/периферические,

устойчивые/ситуативные;

врожденные,

простые приобретенные

сложные приобретенные

групповые,

индивидуальные,

коллективные,

общественные.

 

     А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже. 

     Пирамида  потребностей по Маслоу 

       

     Биологические (физиологические) потребности обусловлены  необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

     Реализация  физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)

     Потребность в общении, любви и поддержке  со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).

     Потребность в признании и самоутверждении  является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

     Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

     По  аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят  на врождённые, простые приобретённые  и сложные приобретённые. Под  простыми приобретёнными потребностями  понимаются потребности сформированный на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении). 
 
 

     Мотив саморазвития 
 

     Мотив [лат. movere — приводить в движение, толкать]

     1) побуждение к деятельности, связанное  с удовлетворением потребностей  субъекта;

     2) предметно-направленная активность  определенной силы;

      3) побуждающий и определяющий  выбор направленности деятельности  предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

     4) осознаваемая причина, лежащая  в основе выбора действий и  поступков личности.

     В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотивов (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами  (психоанализ), иерархия мотивов (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики  мотивов.

       Развитие мотивов  происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотивов дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотивов я процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами.

     Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

     Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

     Внутренняя  мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

     Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

     Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

     Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек  часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

     Некоторые психологи отрицают существование стремления к саморазвитию как самостоятельного мотива деятельности, включая его в структуру других мотивов (таких, как самоактуализация, самоутверждение и т.п.). Однако, по нашему мнению, есть все основания выделять мотив саморазвития в качестве самостоятельного.

     Студент побуждается к учебе не только стремлением избежать неприятностей  и наказания (негативной мотивацией), материальными стимулами, но также  стремлением развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед.

     Спортсмен, наряду с другими мотивами (такими, как самоутверждение, денежное вознаграждение и т.п.), может побуждаться к деятельности и стремлением к саморазвитию. Он хочет достичь определенного уровня мастерства, постоянно совершенствоваться и продвигаться вперед.

     Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается  сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры  умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность и важность развиваться и совершенствоваться. 
 

     Целеобразование 
 

     Целеобразование - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа  формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность,  направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки  появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:

1) предвосхищение  полезного результата - потребного  будущего, достижение коего дает  прямой приспособительный эффект;

2) предвосхищение  средств, использование коих приведет  к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких  уровнях эволюции). В онтогенезе формирование  цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми - к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:

1) образование  цели;

2) осуществление  действия;

3) эмоциональная  и когнитивная (познавательная) оценка  хода выполнения действия и  его окончательного результата. Образ  предвосхищаемого результата  обретает побудительную силу, становится  целью, начинает направлять действие  и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование,  появление цели - центральный момент  в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:

1) превращение  полученного требования в индивидуальную  цель;

2) выбор  одного из наличных требований;

3) превращение  мотивов в мотивы-цели при их  осознании;

4) превращение  побочных результатов действия в цель;

5) преобразование  неосознанных предвосхищений в  цель;

6) выделение  целей промежуточных;

7) переход  от целей предварительных к  окончательным;

8) образование  иерархии и временной последовательности  целей. Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:

1) изучаются  зависимость  целеобразование  от мотивации деятельности;

2) роль  эмоций в актах целеобразования;

3) оценки  достижимости результата;

4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ  целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

     Как одно из высших проявлений мышления, представляет из себя центральную компоненту в выполнении преднамеренного, направленного и целесообразного действия, организованного целью.

По У.Джеймсу (1842–1910 гг.) сознание расчленено и имеет  целесообразную структуру.

     Целеобразование, как поведенческий образ, расслаивается на две параллельные ветви: 1) создание цели-образа как получение в будущем полезного результата, блага, значимого эффекта; 2) формирование цели-средства как оценка и выбор в настоящем требуемых средств, трудозатрат, жертв, которые потребуются для достижения цели-образа.

     Цель-образ  — оформленный в существующую в сознании чувственно-логическую форму  предвосхищаемый результат предполагаемого  в будущем состояния действительности.

     Формирование  цели-образа предшествует целостному и более глубокому осознанию цели. Ближайшим последующим этапом становится формирование цели-средства, что позволяет предварительно оценить (принять, доработать, отвергнуть, пересмотреть и т. д.) реалистичность возникшей цели-образа.

Информация о работе Потребность. Мотив саморазвития. Целеобразование. Защитные реакции на неудачу (вытеснение, рационализация)