Понятие педагогического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Хорошо известно, что развитие человека зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Именно в процессе общения с другими людьми человек вырабатывает свои убеждения, идеалы, формирует духовные потребности, реализует возможности, развивает способности. Педагогическое общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагога и ученика и является базовым в деятельности учителя. Вне педагогического общения невозможно осуществление воспитания, обучения, так как ничто не гарантирует учителю успеха, если не установлены гармоничные отношения с учащимися. Но, к сожалению, между учителями и учениками часто возникают споры, разногласия, конфликты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие педагогического конфликта………………………………….. .4
Функции конфликтов……………………………………………………..6
Особенности педагогических конфликтов…………………………….. 10
Конфликты между учителем и учениками………………………………12
Предупреждение и разрешение конфликта……….................................18
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами........23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Конфликты.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

 

Фаза 

конфликта

Этап

 конфликта

Возможность

разрешения (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание  конфликтной ситуации

92

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46

Пик конфликта

Развитие открытого  конфликта

Менее 5

Фаза спада

 

Около 20


 

Один  из эффективных способов «блокировки» конфликта переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную (уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет потрачена и не вызовет конфликта.

 

  1. Предупреждение и  разрешение конфликта

 

 Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, сглаживание  ситуации, нахождение компромисса, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение  конфликта  учителя с учащимися  зависит главным образом   от него самого. Прежде всего, учитель при возникновении конфликтной ситуации  не должен допускать  со своей стороны предпосылок для развития конфликта: ему следует говорить  с учащимся спокойно и,  изменяя отношение школьника к чему-либо, убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование  может быть выполнено.  Нецелесообразно  предъявлять требования слишком часто,  а приказную форму их выражения  лучше заменять  по возможности  другими формами. Например,  требование в форме вопроса (Ты сделал  дома то,  что я тебе  говорил прошлый раз?)  воспринимается учащимися как  форма контроля,  а не требование учителя.

Опытные учителя  для  предупреждения конфликтов  используют  индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых  выясняются  его позиции и разъясняются  свои.  При этом  учителю нужно:

  • проявлять к учащемуся внимание, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям;
  • строить фразы так, чтобы они  вызывали   нейтральную  или положительную реакцию  со стороны   учащегося;
  • постоянно поддерживать  с учащимся обратную связь, смотреть  ему в глаза, следить за изменениями его  позы, мимики;
  • попытаться мысленно поставить   себя на  место учащегося  и  понять,  какие события привели  его в это состояние;
  • дать учащемуся  выговориться, не перебивать и не пытаться  перекричать его;
  • подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут  ему самому  преодолеть  конфликтную ситуацию,  справиться со своим состоянием.

Однако во всех случаях  конфликт  можно предупредить.  Тогда у учителя возникает  другая задача – погасить возникший  конфликт, не дать ему перейти в  хронический  и втянуться  в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ  разрешения конфликтной ситуации  - это  уход от  разрешения возникшего противоречия, ссылаясь на недостаток  времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д.  Этот способ следует использовать учителям,  чтобы довести  урок до конца. Однако такой исход – просто  откладывание ситуации.  Но при появлении нового повода конфликт вспыхивает  вновь.

Сглаживание конфликтной ситуации – это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом  успокоить партнера, снять  эмоциональное возбуждение. Он говорит, что  он что-то несделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть происходящего. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для  обеих сторон  решения путем открытого  обсуждения  мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к  одному единственному варианту, а также откладывание  разрешения  конфликта. Его  преимущество состоит  во взаимной  равности прав и обязанностей, принятых каждой   стороной  добровольно, и открытости претензий друг к другу.

Конфронтация  - это  жесткое противостояние  сторон друг другу, когда  ни  одна из них  не принимает  позицию другого. Опасность конфронтации  в том,  что партнеры могут перейти на личные оскорбления,  когда все разумные доводы  оказываются исчерпанными.  Несмотря на благоприятность такого  исхода конфликтной ситуации, он  позволяет партнерам увидеть  сильные и слабые стороны другого.

Принуждение -  это тактика прямолинейного навязывания   учащемуся того варианта решения, который устраивает учителя. Принуждение быстро и решительно  устраняет причины недовольства  учителя,  но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимся. Хотя в школе его использование в какой-то мере  оправдано.

 Признание  своей ошибки или неправоты.   Если причиной конфликта стало неправильное поведение самого учителя, его  ошибочное утверждение, вызвавшее несогласие учащихся,  то учитель  может разрешить конфликт, признав свою ошибку.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций  и конфликтов по-разному  влияют  как на настроение  партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В своей педагогической практике школьный учитель может  столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.

Способы предупреждения педагогических конфликтов:

  • постоянно проводить работу по совершенствованию  организации и руководства учебно-воспитательным  процессом;
  • постоянно следовать педагогической этике;
  • постоянно, по различным методикам, изучать психологические  особенности учителей и учеников, реализовывать, придерживаясь эмпатии, индивидуальный подход в обучении, воспитании, руководстве школой;
  • открыто высказывать свои взгляды и убеждения;
  • смело признавать свои ошибки и просчеты, быть терпимым к ошибкам

Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:

/. «Найдите время, чтобы поговорить».

На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия: разговор должен быть длительным (2-4 часа).

  • помещение выбираете так, чтобы исключались различные помехи (телефонные 
    разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)
  • время разговора определяется т.о. чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
  • во   время   переговоров   запрещается   использовать   силовые приемы  (заставлять другого человека уступать, сдаваться)
  • если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

2.  «Спланируйте  организацию».

В самом начале разговора важно его правильно  «запустить». Учитель выступает  с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.   В переговорах важно избежать трех ошибок.

  • «Либо выиграешь, либо проиграешь»

Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.

• «Ты плохой человек».

Часто конфликты между  людьми разрешаются неконструктивно  потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера

• «Камень преткновения», тяжелый характер. Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к достижению соглашения.

3. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.

4. «Согласие».   В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они психологически готовы к примирению.

 

6. Основные  рекомендации учителям по предупреждению конфликтов:

  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
  • не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я -высказывания» (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
  • не оскорблять ученика;
  • стараться не выгонять ученика из класса;
  • по возможности не обращаться к администрации;
  • не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям;
  • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения;
  • не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу конструктивного их разрешения.
  • Очень эффективными являются игровые методы разрешения конфликтов. К ним можно отнести такие как:

1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

2. Меиод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полечен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если: вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.

3. Метод логического  анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что выявление  источников напряженности и разрешение конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает затраты  и уменьшает возможность негативных последствий в педагогической деятельности.

 Важную роль в  урегулировании конфликтов может  сыграть психологическая служба  школы, способная организовать  мониторинг, провести комплексный  анализ и диагностику отношений  «учитель - ученик», выработать соответствующие  рекомендации, а при необходимости взять на  себя посреднические функции.

Предупредить нежелательный  конфликт – это значит «выбить  почву» из-под ситуации, когда возникновение  и развитие конфликтного противоречия становится реальным. Нужно, прежде всего, препятствовать не самому конфликту, который уже имеет место, а тем условиям, причинам, которые могут создать потенциальные условия для возникновения педагогического конфликта. Если же конфликт – уже реальность, то на первый план выходят действия, усилия, которые не дадут ему разрастись.

В заключение мы предлагаем педагогам тест «Самооценка конфликтности», который поможет выявить уровень своей конфликтности (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алишев В. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения / В. С. Алишев, Р. Х. Шакуров // Вопр. психологии. – 1986. - № 6. – С. 67-76.
  2. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.
  3. Баскина Ю. В. Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции / Ю. В. Баскина, // Вопр. психологии.. – 1989 -№ 2.– С. 102.
  4. Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке / И. М. Вереникина // Вопр. психологии. – 1986. - № 3. – С. 71-77.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с
  6. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агенство,1995.–184с.
  7. Заиченко Н. У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта / Н. У. Заиченко // Мир психологии. – 1998. - № 4 (16), - С. 262-271.
  8. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений / Е.П Ильин . – СПб.:Питер, 2004. – 560 с.
  9. Козырев, Г. П. Введение в конфликтологию / Г. П. Козырев. – М., 1996. Милованова, Н. Г. Конфликтное взаимодействие - оснавная причина дезадаптации учащихся / Н. Г. Милованова, О. А. Иванова // Химия в школе. 2003. № 6. С. 2-6.
  10. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – Спб.: Питер, 2001. – 448 с.
  11. Рудакова И. А. Конфликтология для педагогов / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2005.– 155 с

Информация о работе Понятие педагогического конфликта