Понятие педагогического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Хорошо известно, что развитие человека зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Именно в процессе общения с другими людьми человек вырабатывает свои убеждения, идеалы, формирует духовные потребности, реализует возможности, развивает способности. Педагогическое общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагога и ученика и является базовым в деятельности учителя. Вне педагогического общения невозможно осуществление воспитания, обучения, так как ничто не гарантирует учителю успеха, если не установлены гармоничные отношения с учащимися. Но, к сожалению, между учителями и учениками часто возникают споры, разногласия, конфликты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие педагогического конфликта………………………………….. .4
Функции конфликтов……………………………………………………..6
Особенности педагогических конфликтов…………………………….. 10
Конфликты между учителем и учениками………………………………12
Предупреждение и разрешение конфликта……….................................18
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами........23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Конфликты.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

 

  1. Понятие педагогического конфликта………………………………….. .4
  1. Функции конфликтов……………………………………………………..6
  1. Особенности педагогических конфликтов…………………………….. 10
  2. Конфликты между учителем и учениками………………………………12
  3. Предупреждение и разрешение конфликта……….................................18
  4. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами........23

 

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………… 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хорошо известно, что развитие  человека зависит  от того,  какое место он занимает  в системе человеческих отношений, в системе общения.  Именно в  процессе общения с  другими людьми   человек вырабатывает  свои убеждения, идеалы, формирует  духовные потребности, реализует возможности, развивает способности.  Педагогическое общение имеет огромное значение  для профессионального и личностного развития  педагога и ученика и   является базовым в деятельности учителя.  Вне педагогического общения невозможно  осуществление воспитания,  обучения, так как  ничто не гарантирует  учителю успеха,  если не установлены    гармоничные отношения с учащимися.  Но, к сожалению, между учителями и учениками часто возникают споры, разногласия, конфликты.  Исследование конфликтов   в школе  показало наличие  существенных расхождений    между представлениями учеников  и учителей  о причинах  возникающих между   ними разногласий.

 Так, с точки зрения учеников, основные причины  их конфликтов  с учителями  сводятся к оскорблениям  со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию  объективности  в оценке знаний к учеников ; завышенным  требованиям.  По  мнению учителей, основные причины  их конфликтов с учениками связаны  с нарушением дисциплины на уроках,  плохим выполнением домашних заданий.    Нетрудно заметить, что каждый  из участников видит  причины возникающих конфликтов  в противостоящей стороне  и возлагает на нее ответственность за их разногласия. Поэтому данная проблема является актуальной  и подлежит глубокому изучению.

  1. Понятие педагогического конфликта

 

Конфликт – это  такое отношение между субъектами  социального взаимодействия, которое  характеризуется  их противоборством  на основе противоположно направленных  мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов,  оценок).

Для того чтобы понять суть конфликта, необходимо выделить  его  основные признаки и условия  возникновения.

Признаки конфликта:

  • конфликт всегда возникает там, где не совпадают мотивы и суждения;
  •    конфликт возникает там, где есть противоборство субъектов взаимодействия, которое влечет за собой взаимный ущерб (моральный,  материальный, физический, психологический и др.).

Таким образом, любой  конфликт отражает  столкновение  интересов, мнений, но не всякое  столкновение позиций и противоборство  мнений являются конфликтом. Несмотря  на эмоциональный заряд  дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт,  если обе стороны, стремясь  к поиску истины,  рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении  скрыта  «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

К условиям возникновения  конфликтов относятся:

  • наличие субъектов взаимодействия несовпадающих  мотивов и суждений;
  • состояние противоборства между субъектами взаимодействия.

Противоречия и конфликты  в социально-педагогическом процессе возникают на разных уровнях.

На уровне «Общество» могут возникать конфликты и  противоречия по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) – с другой.

В сфере образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликтные диады.

Наиболее стрессовыми  конфликтными ситуациями, которые граничат с фактами профессиональной слабости, и даже непригодности человека выполнять  функции  учителя являются этические. Классификация грубых нарушений педагогической и человеческой этики учителями дает основание выделить, прежде всего, типы проявлений бескультурья педагога, его бестактности, оскорбительного обращения с обучаемыми и их родителями, особенно в младшем школьном звене. В этом случае бестактность педагогов хотя и оказывается стрессогенным фактором, однако его   проявления могут быть при определенных допусках отнесены к извинительным, принимая во внимание чисто человеческие срывы педагогов.

Термин «запредельно-этические» конфликты был введен В.И. Журавлевым для обозначения грубых антипедагогических форм поведения учителей начальных классов. Он призван обозначать конфликты, выходящие за границы ошибок в работе взрослого с детьми, когда их возникновение спровоцировано педагогическими «правонарушениями».

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е.  понять его  цели, интересы и мотивы.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.

На уровне «Администрация»  возможны как вертикальные (между  различными уровнями управленческих подсистем  в системе образования), так и  горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений).

На уровне «Учитель» и  «Родители» возникают вертикальные конфликты (учитель – администрация; родители – администрация) и горизонтальные (учитель – родители; учитель – учитель; родители – родители).

На уровне «Ученик» возникают  вертикальные конфликты (ученик – учитель; ученик – родители) и горизонтальные (ученик –  ученик).

К сожалению, 80% всех конфликтов в школе носят вертикальную ориентацию, т.е. наиболее нежелательную, ибо в  них втягиваются учащиеся и их родители, учителя и руководство  школы, что ведет к дезорганизации деятельности школьного коллектива.

 

  1. Функции конфликтов

 

Деструктивные функции конфликтов по отношению  к оппонентам:

  • выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • психологическое и физическое насилие;
  • сопровождается стрессом, резко возрастает вероятность заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • истощение личностных ресурсов – материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия,
  • деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия  до его начала;
  • формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему;
  • негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов – меньше внимания уделяется качеству работы, после конфликта оппоненты также не всегда  могут работать продуктивно;
  • закрепляет в социальном опыте насильственные способы решения проблем – победа с помощью насилия  может стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия;
  • отрицательное влияние на развитие личности – может способствовать формированию у человека неверия в справедливость; убежденность, что сильный всегда прав.

Деструктивное влияние конфликта на группу:

  • сопровождается разрушением традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;
  • может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;
  • ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности;
  • «деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, восприятие друг друга по принципу «Мы – Они»;
  • формирует установку на приемлемость насильственных действий – успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования;
  • может способствовать деструктивному лидерству в коллективе того, кто способен играть только в конфликтной ситуации.

Конструктивные  функции конфликтов по отношению  к основным участникам:

  • устранение полностью или частично противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных участников;
  • позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т.д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
  • позволяет ослабить психическую напряженность – реакцию участников на конфликт, снимает эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • служит источником развития личности, межличностных отношений, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими (конфликт становления, самоутверждения, социализации).

Конструктивные  функции конфликтов по отношению  к социуму:

  • выступает средством активизации социальной жизни группы или общества,  поддерживает социальную активности людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;
  • высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения, позволяет регулировать поведение отдельных лиц;
  • зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;
  • может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются участники;
  • способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей – группа приобретает качественно новое состояние;
  • способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;
  • оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в группе.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Вместе с тем конфликты  в школе неизбежны. В них часто бывают задействованы все члены школьного социума. В педагогическом коллективе конфликты легко разрушают с таким трудом налаженные человеческие отношения. Об актуальности этой проблемы еще В.А. Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы».

 Учителя отмечают, что  основная трудность  в налаживании отношений взаимоотношений с учащимися  заключается в том, что дети грубят, оскорбляют и издеваются,  поэтому справиться с ними можно  только  строгим, а порой и жестким обращением. С другой стороны, учащиеся  жалуются, что учителя  обзывают их,  игнорируют, издеваются над ними. Часто причина конфликта учителя  с учащимися  не лежат на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной.

Школьные конфликты  служат причиной многих педагогических явлений. Это, прежде всего уход учащихся из школы. В исследовании Н.Г. Миловановой и О.А. Ивановой отмечается, что 45% опрошенных детей, покинувших школу, отмечают в качестве причины такого поступка конфликты с учителями.

Кроме того, конфликты  приводят к увеличению количества психических заболеваний, как среди учителей, так и среди учеников. Это главным образом неврозы. Конфликты способствуют также увеличению роста учащихся с негативным отношением к школе и учителям. Отсюда вытекает почти революционная ситуация, при которой «ученики не хотят, а учителя не могут заставить их учиться». Возникает вопрос: «Как найти компромиссное решение этой проблемы?».

 

  1. Особенности педагогических конфликтов

Учителя часто отмечают, что основная трудность  в налаживании  взаимоотношений с учащимися заключается  в том,  что дети грубят, оскорбляют, издеваются, поэтому справиться с ними  можно только  строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся  жалуются, что учителя обзывают их, игнорируют, издеваются над ними. Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной.

К особенностям педагогических конфликтов можно отнести такие как:

Информация о работе Понятие педагогического конфликта