Понятие педагогического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Хорошо известно, что развитие человека зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Именно в процессе общения с другими людьми человек вырабатывает свои убеждения, идеалы, формирует духовные потребности, реализует возможности, развивает способности. Педагогическое общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагога и ученика и является базовым в деятельности учителя. Вне педагогического общения невозможно осуществление воспитания, обучения, так как ничто не гарантирует учителю успеха, если не установлены гармоничные отношения с учащимися. Но, к сожалению, между учителями и учениками часто возникают споры, разногласия, конфликты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие педагогического конфликта………………………………….. .4
Функции конфликтов……………………………………………………..6
Особенности педагогических конфликтов…………………………….. 10
Конфликты между учителем и учениками………………………………12
Предупреждение и разрешение конфликта……….................................18
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами........23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Конфликты.doc

— 186.50 Кб (Скачать)
  • профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации (школа – это модель общества, где учащиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми);
  • участники конфликтов имеют различный социальный статус (педагог-ученик, который определяет их различное поведение в конфликте);
  • разница в возрасте и жизненном опыте разводит их позиции в конфликте, порождает различную степень ответственности;
  • различное понимание событий и их причин участниками конфликта (дети и учителя видят одно и то же, но «своими глазами»);
  • присутствие других учеников в конфликте превращает их из свидетелей в участников.
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу его решения, а на первое место поставить интересы ученика.

Исследование конфликтов в школе, как указывает Н.В. Гришина, показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорблениям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей, основные причины их конфликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках.

Замечено, что каждый из участников конфликта видит причины их возникновения в противостоящей стороне и возлагает на нее ответственность. Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем работы от 6 до 10 лет наблюдается ее ослабление; и наконец, среди педагогов со стажем свыше 10 лет эта тенденция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных суждений в адрес учеников..

возникновения конфликтов. В их число входят:

- плохие условия проведения  урока;

- однообразие учебных  заданий;

- нечеткая организация  урока;

- невнятные пояснения,  даваемые учителем; 

Можно выделить основные группы ошибочных действий учителя, руководителя школы,  приводящие  к конфликтам:

Первая группа ошибок:

  • проявление в различных формах непочтительного отношения, высокомерия, грубости;
  • обман, невыполнение обещаний;
  • зажим критики, нетерпимость к альтернативным мыслям;
  • критика, которая унижает достоинство учителей, учеников;
  • злоупотребление служебным положением.

Вторая группа ошибок:

  • неправильное использование поощрения и наказания;
  • неправильное распределение работы и нагрузки между   учителями  (учениками);
  • нечеткая формулировка порученных заданий;
  • огульная критика педагогов (учеников), при этом каждый может считать, что его она не касается.

Третья группа ошибок:

  • конфликтная личность (учителя, ученика, директора школы);
  • психологическая несовместимость оппонентов;

отсутствие опыта позитивного общения.

 

4. Конфликты между учителем и учениками

 Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.   Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.   Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.

Второй конфликтный  период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.

Четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ начало личной и интимной жизни. Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией. Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.

При возникновении  конфликтов во взаимодействиях «учитель-ученик», помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера.

Конфликты между  учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.

Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают  конфликты, вызванные проблемами власти неподчинения.

Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя;
  • конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах;
  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причинами конфликтов  со школьниками младших классов  могут  быть:

  • смысловой барьер, возникающий  потому,  что ребенок иначе  смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке) или потому,  что требование  приобретает  для учащегося особый  смысл (кажется придиркой, насмешкой). Если, например,  учитель предъявляет требование в грубой форме,  возникающая у ученика  отрицательная эмоция   по поводу формы выражения  требования переносится  и на его содержание;
  • требование, потерявшее побудительную силу вследствие того, что  оно повторяется  учителем  слишком часто, по каждому пустяку;
  • требование, которое кажется   ребенку непосильным, или он считает, что  для его выполнения  нет условий;
  • неправильное мнение ученика  о будто бы негативном  отношении к нему учителя, связанное  с необоснованными  замечаниями последнего; это определяет  соответствующую  негативную установку на  то, что говорит учитель (даже справедливое замечание учителя   воспринимается  школьником как придирка).

   Типичные конфликты «учитель-ученик» обнаруживаются в подростковом      возрасте. Они вызваны ситуацией перехода последних от детства к взрослости и консервативностью требований учителей к учащимся этой возрастной ступени.

Среди причин конфликтов данного вида выделяют следующие: сохранение у педагога отношения к подростку как к ребенку и одновременное завышение ощущения своей взрослости у подростка. У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частности  расхождение представлений  о характере своих прав и  степени самостоятельности. Например, разница между поколениями заметна в вопросах моды, способах развлечения, отношении к сексу, наркотикам,  жизненным ценностям.  Попытки учителей административно решать  вопрос, в чем приходить в школу, какие украшения  на себя  надевать и т. п., приводят  лишь к конфликтам, но не достигают  цели.

Завышенная  самооценка у подростков при низких  оценках их возможностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению.

Причиной  конфликтов старшеклассников  с  учителями  может быть  несогласие  с выставляемыми    отметками.

Длительность конфликтов сохраняется, пока не сменится мораль «послушания» моралью «равенства».

На уроках могут сложиться как объективные, так и субъективные   условия, способствующие возникновению конфликтов между учителем и учеником.

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов. В их число входят:  плохие условия проведения урока; однообразие учебных заданий; нечеткая организация урока; невнятные пояснения, даваемые учителем; грубость со стороны учителя;  нарушение дисциплины учащимися и т.д.

К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации, а именно:

  • «Иллюзия собственного благородства», когда ученик и учитель считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт, и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет;
  • «Поиск соломинки в глазу другого». Учитель, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался и т.д. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика, а на свое поведение не обращает внимание;
  • «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой, и таким образом получается, что собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие как недопустимые, нечестные;
  • «Все ясно», когда обе стороны упрощают ситуацию, преследуя одну и ту же цель: представить, что мои действия правильны, а вот оппонент ведет себя непозволительно, неадекватно ситуации.
  • В качестве субъективных  предпосылок являются:

- отрицательное отношение  учащихся к данному предмету;

- антипатия в отношениях  между учителем и учащимися,  их личностные особенности;

- несовпадение темпераментных  особенностей учителя и учащегося;

- конфликтность как  черта личности, которая на обидчивости,  вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности.

Важной характеристикой  конфликта  является его динамика, которую можно рассмотреть через  два основных  понятия:  этапы конфликта и фазы конфликт.

 Этапы конфликта – это   существенные моменты,  характеризующие развитие  конфликта  от его возникновения  и до разрешения.  Если это знать, то можно прогнозировать  и оценивать  создавшуюся ситуацию, выбирать технологии управления конфликтом.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2. Осознание конфликтной ситуации  хотя бы одним из участников  и эмоциональное переживание им этого конфликта (это может произойти в   случае изменения настроения, критического  и недоброжелательного высказывания в адрес противника, ограничения контактов  с ним  и т. д.).

    1. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

Когда один из участников  взаимодействия,  осознавший  конфликтную  ситуацию, переходит к активным действиям  в форме заявлений, угроз,  предупреждений, направленных  на нанесение ущерба «противнику».  Другой участник осознает, что действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает   активные  действия.

4. Развитие открытого конфликта. Участники  конфликта открыто  заявляют  о своих  позициях и выдвигают требования. Вместе  с тем они могут не осознавать собственных  интересов и не понимать  сути предмета конфликта.

     5. . Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть  достигнуто двумя способами (средствами):

  • педагогическим (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.);
  • административным (перевод на другую работу,  увольнение,  приказ руководителя и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения:

  •     начальная фаза;
  • фаза подъема;
  • пик конфликта;
  • фаза спада.

Таблица 1

Соотношение фаз и  этапов конфликта

Информация о работе Понятие педагогического конфликта