Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:14, контрольная работа
Под динамикой понимают темп , ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности , но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
Темперамент
1.Понятие о темпераменте
Темперамент - это индивидуальные
особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических
процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп , ритм, продолжительность,
интенсивность психических
1.Общая активность
психической деятельности и
Можно отметить две крайности:
с одной стороны, вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая
энергия, активность, страстность и
стремительность в
2. Двигательная, или моторная,
активность показывает
3. Эмоциональная активность
выражается в эмоциональной
Древнегреческий врач Гиппократ,
живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента,
которые получили следующие названия:
сангвинический темперамент, флегматический
темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие
необходимых знаний не позволяло дать в то время
подлинно научную основу учению о темпераментах,
и только исследования высшей нервной
деятельности животных и человека, проведенные
И. П. Павловым, установили, что физиологической
основой темперамента являются сочетания
основных свойств нервных процессов.
№2. Теории темпераментов
2.1Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь
Ян Стреляу предложил
Фундаментальными
-реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
-активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу:
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.
Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.
Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
2.2 Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина
В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.
В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:
1) эмоциональная возбудимость;
2) возбудимость внимания;
3) сила эмоций;
4) тревожность;
5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой, целенаправленной деятельности;
7) пластичность - ригидность;
8) резистентность (сопротивляемость);
9) субъективация (пристрастность)
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.
2.3 Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности,
объясняющую формально-
Характеристика темперамента:
1) темперамент отражает
формальный аспект
2) характеризует индивидуально-
3) универсален и проявляется
во всех сферах
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение
длительного периода жизни
6) высоко коррелирует
со свойствами биологических
подсистем (нервной,
7) передается по наследству.
В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:
эргичность (выносливость),
пластичность,
скорость,
эмоциональность (
В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:
1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
№3.Виды темпераментов. Их психологическая характеристика
Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего.
Холерический тип темперамента
в отличии от сангвинического
характеризуется крайней
Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. Он относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически уравновешенным, то есть процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но примерно одинаково по силе и по длительности.
Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится в состоянии повышенного возбуждения и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое состояние человека называют меланхолией.
4. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
5. Учёт свойств темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики и т.д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).
Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.