Понятие о темпераменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

Цель: изучение темперамента и способностей.
Задачи работы:
рассмотреть общее понятие о темпераменте и понятие темперамента.
проанализировать психологическую характеристику темперамента.
изучить понятие «способность» и его развитие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Понятие о темпераменте. …………………………………………………
5
2.
Психологическая характеристика темперамента……..…………………
6
3.
Способности и их развитие.………………………………………………
10
Заключение…………………………………………………………………….
18
Список литературы……………………………………………………………
19

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии Темперамент и способности.docx

— 38.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1.

Понятие о темпераменте. …………………………………………………

5

2.

Психологическая характеристика темперамента……..…………………

6

3.

Способности и их развитие.………………………………………………

10

Заключение…………………………………………………………………….

18

Список литературы……………………………………………………………

19




 

 

 

Введение

 

Актуальность: интерес к данной теме связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Цель: изучение темперамента и способностей.

Задачи работы:

  1. рассмотреть общее понятие о темпераменте и понятие темперамента.
  2. проанализировать психологическую характеристику темперамента.
  3. изучить понятие «способность» и его развитие.

Методы исследования при написании работы: анализ и синтез научной литературы по теме темперамента и способностей.

Основной понятийный аппарат:

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны  динамической особенностей его психической  деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности  отдельных психических процессов  и состояний. (БЭС)

Способности – это совокупность таких индивидуально-психологических  особенностей человека, которые позволяют  ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Задатки - благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы, включавшего в себя 8 наименований.

 

 

    1. Понятие о темпераменте

 

Нельзя найти двух  людей, одинаковых по своим психическим  свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями.

В психологических различиях  между людьми существенное место  занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга  по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом  характеризуют психическую  активность индивида, его моторику, эмоциональные  проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для  другого - неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок  и привычек и т.п. Но психические  различия,  выступают и при  прочих равных условиях: в одних  и тех же обстоятельствах, при  относительном равенстве мотивов  поведения. Эти индивидуальные особенности  проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения  и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многим экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических  процессов и поведения.

 

2. Психологическая характеристика темпераментов

 

По мнению И. П. Павлова, темпераменты являются “основными чертами” индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Сангвинический  темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с  людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой  и жестами. Но этот темперамент характеризуется  некоторой двойственностью.

Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние  активного возбуждения и он проявляет  себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны  и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения  и сангвиник теряет интерес к  делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают  чувства радости, горя, привязанности  и недоброжелательности, но все эти  проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут  так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как  правило, преобладает хорошее настроение.

 

 

Флегматический  темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все  психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства  флегматика внешне выражаются слабо, они  обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность  нервных процессов.

В отношениях с людьми флегматик  всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие  человека флегматического темперамента проявляется и в отношении  его к событиям и явлениям жизни  флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического  темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие  ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень  легко могут сформироваться в  определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться  безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и  даже к самому себе.

Холерический  темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной  деятельности, ярко проявляется в  несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.

Чувства человека холерического  темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко  меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в  его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик  допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности  объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные  ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают  психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем  и прекращение ее В работе меланхолики  обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана  с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния  у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них  выражаются слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости  и одиночеству, избегают общения  с малознакомыми, новыми людьми, часто  смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной  и спокойной обстановке люди с  таким темпераментом чувствуют  себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать  и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что  слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная  нервная система более успешно  справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система  высокой чувствительности, и в  этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей  влияние на протекание психической  деятельности человека, необходимо учителю  в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов. “Чистые” темпераменты встречаются относительно редко.

 

3. Способности и их развитие

 

Люди различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов  в труде, т.е. по способностям.

Способности – это совокупность таких индивидуально-психологических  особенностей человека, которые позволяют  ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические  особенности строения нервной системы  и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора  к различению звуков (музыкальный  слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых  связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность  нервных процессов, телосложение и  т.д.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое  значение имеют возбудимость и подвижность  нервных процессов, быстрота образования  и прочность временных связей, скорость образования и переделки  динамических стереотипов и др.

Подвижность нервных процессов  в умственной деятельности может  проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных  связях, в активности ума при встрече  с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Быстрота переделки динамических стереотипов обеспечивает возможность  быстро изменять привычные формы  деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.

На базе задатков формируются  способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются  в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные  способности. Все зависит от тех  условий, в которые попадает человек  с полученными задатками, от той  деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными  особенностями высшей нервной системы  людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости  от преобладания в работе коры головного  мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три "чисто  человеческих" типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.

Информация о работе Понятие о темпераменте