Художественный тип нервной
системы характеризуется преобладанием
у данного человека первой сигнальной
системы и отличается яркостью непосредственных
впечатлений, образностью восприятия
и памяти, живостью и богатством
воображения. Мыслительный тип, наоборот,
отличается относительным преобладанием
второй сигнальной системы и характеризуется
преимущественным значением в деятельности
человека процессов мышления, – 30 –
т.е. он склонен к анализу и
систематизации, более абстрактному
и обобщенному восприятию действительности,
при недостаточной яркости и
живости восприятий отдельных фактов,
явлений и событий. Средний тип нервной
системы характеризуется уравновешенностью
первой и второй сигнальных систем. К нему
относится большинство людей.
Следует учитывать, что относительное
преобладание той или другой сигнальной
системы не предопределяет развитие
способностей и не ограничивает возможностей
человека в выборе профессии. Нельзя
сказать, что представители "художественного
типа" обязательно станут деятелями
искусства, а представители "мыслительного
типа" – учеными, теоретиками. При
любом типе нервной деятельности
возможно всестороннее развитие способностей,
ибо в ходе жизни и деятельности
психологические особенности непрерывно
развиваются и изменяются.
Это говорит лишь о том,
что способности не могут быть
одинаковы у людей, они так
же неповторимы, своеобразны, как и
условия их деятельности, что природные
задатки многозначны, что на их основе
могут развиваться различные
способности.
Таким образом, в способностях
неразрывно переплетаются природное
(задатки) и приобретенное человеком
в процессе деятельности (социальное).
Ведущую роль играет социальный фактор.
Поэтому есть все основания утверждать,
что способности по своей природе
социальны, т.е. зависят от общественных
условий.
Способности, являясь индивидуально-психологическим
свойством человека, неразрывно связаны,
находятся в диалектическом единстве
с другими свойствами и качествами
личности – направленностью, характером,
темпераментом, чувствами, волей, мастерством
и др. Решающее влияние на развитие
способностей оказывают направленность
личности и характера, выражающие общее
отношение человека к жизни и
труду. Положительное отношение
к деятельности порождает необходимую
активность в ней, что является важнейшим
условием не только выявления, но и
развития способностей. Человек, лишенный
высоких целей в жизни, живущий
мелочными заботами и пустыми
развлечениями, не может найти в
себе призвания и сил, проявить активность
и энергию, необходимые для развития его
способностей.
Положительное влияние на
развитие способностей оказывают склонность
человека, т.е. постоянное стремление заниматься
определенной деятельностью. Обладая
большой побудительной силой, склонность
вызывает активность человека в деятельности,
в ходе которой только и происходит
развитие способностей. Одаренные люди
всегда были страстно увлечены своим
делом.
В такой же взаимной зависимости
находятся интересы и способности.
Человек, имеющий интерес к определенной
деятельности, чаще всего проявляет
и соответствующие способности,
точно так же, как интерес возникает
у людей обычно к тому, что легче
дается в силу имеющихся способностей.
Интерес поэтому можно считать
индикатором наличия или отсутствия
у человека способности к данному
делу. Интерес способствует проявлению
и развитию способностей человека потому,
что он стимулирует напряженную
учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает
глубокое овладение делом.
Способности зависят также
от воли. Воля – предпосылка того,
что человек будет настойчиво
трудиться, совершенствоваться и таким
образом проявлять и развивать
способности. В неразрывном единстве,
взаимозависимости находятся способности
и мастерство человека как совокупность
его профессиональных знаний, навыков
и умений. Однако, способности не
сводятся к мастерству. Они –
не просто высокий уровень знаний,
навыков и умений. Сам факт успешного
овладения ими ещё не говорит
о степени развития способностей.
Один человек может быстрее, с
меньшей затратой сил, прочнее овладевать
знаниями, навыками и умениями, чем
другой, хотя показатели в учебе
выше у второго. У первого человека
более развиты способности, чем
у второго, но он не проявляет должной
настойчивости в учебе. Иначе
говоря, способности – это возможность,
а уровень мастерства – действительность.
Способности обнаруживаются не в
знаниях, навыках и умениях, как таковых,
а в том, насколько быстро, глубоко, легко
и прочно осуществляется процесс овладения
ими. В свою очередь, совершенствование
мастерства плодотворно влияет на развитие
на развитие способностей.
Таким образом, способности
– не обособленное психологическое
свойство человека. Они теснейшим
образом связаны со всем психическим
складом личности. И чем богаче
психологический мир человека, тем
выше могут развиты его способности.
В общей психологии различают
общие и специальные способности.
Общие способности – это благоприятные
возможности развития особенностей
психики человека, которые одинаково
важны для многих видов деятельности:
развитый ум и память, работоспособность
и наблюдательность, находчивость и
сообразительность и др.
Специальные (профессиональные)
способности – это возможности
к развитию отдельных психических
процессов или узких свойств
личности для какого-то конкретного
рода деятельности: острота зрения,
быстрота реакции, тонкий слух, высокая
цветочувствительность, обоняние и
др.
По уровню развития различают
способности репродуктивные и творческие.
Репродуктивные способности характеризуются
высоким умением человека усваивать
знания, овладевать деятельностью и
осуществлять ее по определенному образцу.
Творческие способности обеспечивают
возможность открыть новое, оригинальное.
В уровне развития творческих
способностей выделяют одаренность, талант
и гениальность. Одаренность –
наличие выдающихся способностей к
какому-либо одному или нескольким
видам деятельности, развившихся
на основе задатков. Это благоприятное
сочетание общих и специальных
способностей. В воинской деятельности
могут быть одаренные летчики, танкисты,
ракетчики и другие.
Талант – высокая одаренность,
сочетающаяся с большим трудолюбием.
Талантливость проявляется в
открытии нового, достижении больших результатов
в какой-то деятельности, получившей общественное
признание. Так, например, можно говорить
о полководческом таланте А. Суворова,
М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского,
К. Рокоссовского и др.
Гениальность – исключительно
высокий уровень одаренности
человека, выражающийся в оригинальных,
новых научных открытиях, имеющих
большое общественное значение. Гений
создает новую эпоху в своей
области. Так, например, в естественных
науках гениальными были И. Ньютон,
Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории
языка и литературы – В. Шекспир,
В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии
музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И.
Чайковский.
В своей совокупности общие
и специальные способности представляют
собой профессиональную пригодность
человека, от которой зависит не
только его успешная учеба, но и показатели
профессиональной деятельности. Очень
низкий уровень способностей может
послужить основанием заключения о
непригодности человека к данной
профессии. Поэтому определение
способностей призывников (абитуриентов)
– одна из важных задач профессионального
отбора молодежи в учебные подразделения
(заведения). Как показывают исследования,
проведенный отбор повышает успеваемость
в среднем на 0,5 балла. При этом
резко сокращается отсев обучаемых
и снижаются общие затраты
на их подготовку (примерно на 20-30%).
Важно не только определять
способности, но и постоянно их развивать
у обучаемых. Прежде всего следует
уделить внимание совершенствованию
тех психических познавательных
процессов (память, воображение, внимание
и т.д.), которые необходимы для
данной специальности и которые
составляют внутреннюю структуру способностей.
Немаловажное значение имеет
воспитание трудолюбие и настойчивости
в достижении цели, чувства высокой
ответственности за учебу, устойчивой
профессиональной направленности личности.
Даже талантливые люди, чтобы развить
свои природные задатки и дарования,
должны много и настойчиво трудиться.
Опыт показывает, что активное, ответственное
отношение к делу, стремление преодолеть
трудности, ответственное отношение к
делу, стремление преодолеть трудности,
успешно овладеть своей профессией стимулируют
умственные, физические, технические и
другие способности обучаемых.
Большую роль в развитии
способностей у обучаемых играет
учебный процесс, методика обучения.
Задача офицеров не просто вооружить
воинов определенной суммой знаний, навыков
и умений, но и научить их учиться,
самостоятельно добывать знания, развивать
у них соответствующие способности.
Это достигается тогда, когда
на занятиях учебный материал излагается
не повествовательно, не в информационно-сообщающем
стиле, а проблемно, с использованием
исследовательских приемов, с побуждением
обучаемых четко и ясно мыслить,
сознательно овладевать знаниями, глубоко
осмысливать их. Следует учить
обучаемых искусству слушания лекций.
Чрезвычайно важное значение имеет
также формирование у них навыков
самостоятельной работы над литературой.
Творческая обстановка на
занятиях, проблемное изложение учебного
материала – необходимое условие
развития и упрочнения у обучаемых
интереса к учебному предмету, а
через него – к избранной специальности.
Устойчивый интерес, в свою очередь,
перерастает в склонность к профессиональной
деятельности, в ходе которой развиваются
и соответствующие способности.
Опыт и специальные исследования
показывают, что невозможно развить
способности к конкретному виду
деятельности, если у человека нет
к нему интереса.
Положительное влияние на
развитие способностей у обучаемых
оказывает состоятельность, борьба
за овладение знаниями. В процессе
такой учебной деятельности у
обучаемых формируются трудолюбие,
настойчивость, совершенствуются интеллектуальные
качества, расширяются творческие возможности.
Развитию способностей помогает правильная
оценка своих положительных качеств
и недостатков. Как переоценка, так
и недооценка своих сил и возможностей
подрывает способности. Офицеры должны
тактично показать каждому обучаемому
перспективы их дальнейшего совершенствования,
их положительные качества и недостатки.
При этом не следует преувеличивать недостатки
и промахи. Этим можно подорвать уверенность
в своих силах, приглушить развитие способностей.
Таким образом, способности
раскрывают возможности человека по
овладению одной или несколькими
видами деятельности, являются важной
психологической предпосылкой достижения
высоких результатов.
Заключение
- Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
- Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. “Чистые” темпераменты встречаются относительно редко.
- Способности – не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Список литературы
- Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 2000. с. 352-359
- Левитов Н. Д., Вопросы психологии характера, 2 изд., М., 2009.
- Ковалев А. Г. и Мясишев В. Н., Психические особенности человека, т. 1, Л., 1957
- Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год
- Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год
- Большой энциклопедический словарь (БЭС)
- Психология. / Под ред. Вороновой А.В. - СПб., Питер, 2004. - 324с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2004. - 320с.